Английская история: стилизованная фотосессия в гатчине

Большой Гатчинский дворец: императорская резиденция в стиле английского замка

Среди дворцовых пригородов Санкт-Петербурга Гатчина стоит несколько особняком — дворец построен в нехарактерном для России стиле английского охотничьего замка.

Гатчинский дворец. Роспись по фарфору, вторая половина XIX века

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

♦ По теме: Экскурсии по Санкт-Петербургу, дворцовым пригородам и Ленинградской области

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца.

К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами.

Обратите внимание

Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец.

Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки.

Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I.

В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой.

В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века.

В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки.

До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея.

9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Фотографии Большого Гатчинского дворца

Гатчинский дворец

Памятник Павлу I

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец

Мемориальная табличка

Находясь в Гатчинском дворце, обязательно поднимитесь на Сигнальную башню. Наверху расположена смотровая площадка, откуда открываются красивые виды на Гатчину, Гатчинский парк, а также сам Гатчинский дворец.

Лестница на Сигнальную башню

Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни

Панорама Гатчины с Сигнальной башни

Панорама Гатчинского дворца с Сигнальной башни

Часы и колокола на башне

Признаюсь, Гатчина — это один из моих самых любимых дворцов в пригородах Петербурга. По этим залам я, кажется, готова бродить бесконечно.

Парадная лестница Гатчинского дворца

Аванзал

Мраморная столовая

Тронный зал

Овальный будуар императрицы Марии Федоровны

Парадная опочивальня

Туалетная

Картинный зал

Белый зал

Часть помещений дворца до сих пор находится в процессе реставрации.

Чесменская галерея

Храм Пресвятой Живоначальной Троицы в Гатчинском дворце

Мраморная лестница

Портрет Александра III

Мраморная лестница

Трон Александра III

Личные покои Александра III и членов его семьи

Личные покои Александра III и членов его семьи

Личные покои Александра III и членов его семьи

Личные покои Александра III и членов его семьи

Кабинет управляющего

Галерея

В сторону парка из дворца идет подземный ход.

Подземный ход

Галерея

К Большому Гатчинскому дворцу примыкает большой парк с озерами, павильонами, декоративными мостами и прочими парковыми затеями.

Адрес, режим работы, проезд

Адрес: Гатчина, Красноармейский проспект, д. 1

Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00), выходной — понедельник,  санитарный день — первый вторник месяца.

Телефоны: 8 (812) 958 0366 (справки, администратор); 8 (81371) 93 492, 8 (81371) 76 715 (заказ экскурсий)

Проезд:

  • на а/м — Киевское шоссе
  • на электричке — от Балтийского вокзала
  • на автобусе № 431 и на маршрутке № 18 и 18А — от ст. м. «Московская»

Сайт: http://gatchinapalace.ru/

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Источник: https://anashina.com/bolshoj-gatchinskij-dvorec/

Один из лучших пейзажных парков мира. История Дворцового парка в Гатчине

?deligentkname (deligent) wrote,
2017-07-15 23:45:00deligentkname
deligent
2017-07-15 23:45:00Category:Автор — Matrioshka. Это цитата этого сообщения

Период с 1783 по 1801 год внес в историю Гатчины самые яркие и значительные страницы.

Это время «расцвета» Гатчинского дворцово-паркового ансамбля. В течение 13 лет большую часть года Павел старался провести в «любимой» Гатчине, вдали от «ненавистного» С.-Петербурга. Перестраивая гатчинскую усадьбу Г.

Орлова, наследник российского престола старался создать резиденцию «достойную величия» будущего императора. Его участие как заказчика, его «личный вкус и наклонности», его познания в архитектуре и других видах искусства сыграли огромную роль.

Они отложили такой отпечаток на весь «дух» гатчинских построек, что по справедливости можно назвать Гатчину «павловским созданием».

Павел I

Важно

Придворным архитектором Павла I стал талантливый, энергичный и исполнительный Винченце Бренна. В основном под его руководством разрабатывались планы «павловской» реконструкции. В своем творчестве В.

Бренна умел сочетать строгие классические формы с пышными элементами барокко, что отвечало вкусам наследника. Короткое время в Гатчине главными архитекторами также работали зодчие Н.А. Львов и А.Д. Захаров Их замечательные постройки стали украшением города и парков.

Г.С. Сергеев. Музы подносят Павлу I план Гатчинского дворца

Сохранилось большое количество планов парков, проектов различных сооружений времени павловской перестройки.

Часть из них была включена в так называемые «Кушелевские альбомы», подготовленные и преподнесенные Павлу I в 1798 году. Эти альбомы представляют исключительную историческую и художественную ценность.

Альбомы украшены акварелями Г. Сергеева с изображением «Павловской Гатчины».

Павильон Орла. Г.С. Сергеев. 1798 г.

Красоту гатчинских парков в период их «расцвета» великолепно передал на своих полотнах придворный художник, один из основателей русской школы пейзажной живописи, академик С.Ф. Щедрин.

Щедрин Семен Федорович. Длинный остров в Гатчине

Уже в конце 90-х годов ХVIII века сформировался комплекс трех основных парков: Дворцового, Приоратского и парка «Зверинец». В то же время были продолжены работы по развитию существовавшей гидросистемы: построены новые плотины, регулирующие водообмен в озерах и прудах, дополнительно прорыты водоснабжающие и осушительные каналы, построены мосты и пристани.

Получили дальнейшее развитие идеи пейзажного парка. В Дворцовом парке пейзажная часть стала называться «Большим англицким садом», а территория, перепланированная в регулярном стиле, получила названия Придворцовых, Ботанических садов и парка «Сильвии».

Иоганн Якоб Меттенлейтер. Панорама Гатчинского парка. 1793.

Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни дворца

Особое внимание было уделено строительству парковых и архитектурных ансамблей, в которых новые сооружения объединялись с ранее построенными. Так появились остров Любви и Длинный остров, ансамбль Колонны и Павильона Орла, район Березового домика и др. Для восприятия парка с разных точек и уровней были построены искусственные террасы, насыпные горки, пристани, балконы.

Совет

Мосты и ворота также служили смотровыми площадками. В связи с реконструкцией Дворцовый парк был условно поделен на различные зоны: уголки для тихого отдыха, участки для различных развлечений и аттракционов, районы для прогулок пешком, верхом или в карете, и наконец, на парадные сады для торжественных праздников и приема многочисленных гостей.

Архитектурные сооружения гатчинских парков являются составной частью его пейзажей. Одним из ранних павильонов «павловского» периода считается Березовый домик. Если «садовые затеи» Г.Орлова можно представить только по описаниям и воспоминаниям, то восстановленный домик-сюрприз и сегодня украшает правобережную часть Дворцового парка.

Березовый домик был построен в конце 80-х годов XVIII века. В его создании принимал участие швейцарский художник и садовод А.Ф.-Г. Виолье. Павильон стал своеобразным символом супружеской любви.

По преданию забавный домик подарила Павлу Петровичу Мария Федоровна, желая «вызвать улыбку на устах de notre cher Grand Duc» (нашего дорогого великого князя)», как она ласково его называла в письмах. Надо заметить, что в начале семейной жизни Павла Петровича и Марии Федоровны царили любовь, доверие и взаимопонимание.

В Гатчине, отверженный сын императрицы впервые почувствовал себя «по настоящему дома», относительно свободно, в безопасности, в кругу семьи и друзей. Супругов огорчала лишь разлука со старшими сыновьями, воспитание которых взяла на себя Екатерина II, отобрав их у родителей.

Гатчинский Березовый домик от подобных «сельских» строений отличался оригинальным архитектурным решением: «Эта безделка должна быть выполнена из строевого леса, обшитого распиленными вдоль поленьями, что должно придавать ей с внешней стороны вид поленницы дров, сложенных в виде запаса топлива на зиму.

Не должно быть заметно ни дверей, ни окон, ни крыши, дабы иллюзия была полной…»
Издали Березовый домик действительно похож на простую поленницу березовых дров. Не случайно существовало другое название домика – «Костер». В конце XVIII века перед ним простиралось широкое поле, и колосилась золотая рожь с синими васильками.

Сегодня, как и два века назад, в Березовом домике посетителей ожидает много сюрпризов. «Нечаянное удивление» вызывает контраст между внешне простой отделкой фасадов и изысканностью интерьера.
Небольшой парадный зал Березового домика поражает красотой и разнообразием отделки. В его оформлении особую роль играют зеркала.

Они создают дополнительную игру света и зрительно расширяют небольшое пространство. С помощью зеркального отражения в домике устроены различные «обманки».
В углах зала зеркала расположены под прямым углом, чтобы отражения четвертой части деревянных столиков и бронзовых золоченых ваз на кронштейнах превращались в полный объем.

Читайте также:  Свадебные традиции: связать узы

В эти вазы Мария Федоровна обычно ставила искусственные цветы, которые сама изготавливала.
Стены зала также украшены гирляндами ярких цветов, щедро разбросанных рукой художника.
В центре потолка зала, как в дворцовых интерьерах, находится живописный плафоном с изображением летящих в небе Зефиров, богов теплого западного ветра, а в углах – аллегории времен года и стран света.

В глубине парадного зала находится «альков» – небольшое помещение с диваном для отдыха. Он напоминает уютную садовую беседку. Стены алькова декорированы небольшими квадратиками зеркал и деревянной трельяжной решеткой, расписанной цветами. Краски подобраны так искусно, что цветочные гирлянды кажутся сплетенными из живых роз, которые так любила хозяйка домика.

Обратите внимание

Здесь Мария Федоровна угощала любимого супруга и гостей чаем, свежим молоком, сырами, доставленными с собственной фермы и фруктами, тоже выращенными в парковых оранжереях. Угощение вносили через дверь, незаметную в зеркальной стене алькова, вызывая новое удивление и огромный восторг. В самом домике в отдельном помещении находилась кухня.
Позже в 90-е годы XVIII века архитектор В.

Бренна, как за ширмой, спрятал Березовый домик за каменный портал, названный «Маска». Величественное сооружение выполнено в строгих классических формах с колоннадой из 16 колонн ионического ордера. От портала «Маска» широкая каменная лестница ведет в сторону Белого озера к острову Любви.
Вход в парк недалеко от Березового домика В.

Бренна оформил массивными каменными воротами Они получили название «Березовые ворота», хотя сложены из пудостского камня. Ворота были созданы по типу древнеримских, триумфальных арок. Первоначально два пилона ворот завершались смотровыми площадками, с которых открывались далекие перспективы на парк, озера, дворец.

В это же время участок парка около Березового домика был перепланирован в регулярном стиле и украшен прямоугольным прудом. В водном зеркале пруда отражалось голубое небо и молодые дубки, посаженные вдоль прямых аллей. Во время Великой Отечественной войны Березовый домик был полностью уничтожен. После войны на его месте была построена танцевальная площадка. Перед ним на бывшем поле гатчинцы упражнялись в спортивных играх, а дальше на детской площадке веселилась детвора. Вторым рождением музейного павильона стал 1976 год. Домик был воссоздан по историческим документам по проекту архитектора А.А. Кедринского, лауреата Ленинской премии за вклад в возрождение памятников истории и культуры. Большое влияние на художественные взгляды и пристрастия вел. князя Павла Петровича оказало путешествие по Европе, которое он совершил с супругой под именем графа и графини Северных в 1781-82 гг.

И.Г. Пульман. Портрет великого князя Павла Петровича. 1782-1787 ( с оригинала П. Батони, 1782 г.)

И.Г. Пульман. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1782-1787 ( с оригинала П. Батони, 1782 г.)

Во Франции особое впечатление на Павла Петровича произвел замок принца Луи-Жозефа Конде и окружающие его парки, первоначально спланированными знаменитым Андре Ленотром. Резиденция принца Конде находилась в Шантильи в 40 км от Парижа.

Благодаря владельцам замка, а это были французские короли, принцы или великие полководцы, Шантильи не уступало по красоте, роскоши и богатству знаменитым королевским замкам. До сих пор Шантильи по праву называют «Версалем Конде».

О приеме, устроенном в честь высоких гостей из России, долго говорили при французском дворе, а по всему Парижу разнеслась известная фраза: « Король принял князя Северного как друга, Орлеаны приняли его как гражданина, но монсеньер принц де Конде как суверена». Восхищенный резиденцией Конде вел.

князь Павел Петрович пожелал иметь у себя в России планы и чертежи всего, что он видел. Через два года он получил в подарок от принца Конде такой сборник чертежей, позже названный «Альбомом графа Северного».

Калиновская Екатерина Михайловна. Былые времена. Гатчина. У Павильона Венеры

Калиновская Екатерина Михайловна. Гатчина. Остров любви

Калиновская Екатерина Михайловна. Павильон Венеры

Важно

Материалы этого альбома дали богатую пищу для фантазий на французские темы в резиденциях Павла. В Гатчине появились парадные Придворцовые сады и Карпин пруд, торжественный ансамбль площади Коннетабля и изящное здание Кирасирских казарм, загадочный парк «Сильвия» и очаровательный остров Любви.

Остров Любви, Павильон Венеры. Старый снимок

В те времена художественные заимствования были частым и считались естественным явлением. Однако следует отметить, что в Гатчине использованные французские образцы творчески перерабатывались. На русской земле, под неярким северным небом они производили совсем другое впечатление.

Остров Любви в Дворцовом парке Гатчины Французским уголком в Дворцовом парке является остров Любви. Его по праву можно назвать «островом воспоминаний». Павлу Петровичу и Марии Федоровне остров напоминал о молодости, счастливых днях и увлекательном путешествии. «Зачарованный остров» был местом уединения, романтических свиданий, тайных встреч вдали от посторонних глаз.

Г.С. Сергеев (1770–1816). Вид c залива Белого озера на Остров любви и Павильон Венеры. 1798

Остров Любви — один из многочисленных искусственных островов. Он появился в 90-е годы XVIII века. Естественный мыс озера был отделен от суши двумя прямыми каналами. Берега острова и каналов укрепили деревянным шпунтом.

В сторону озера построили два каменных балкона, с который открывались широкие водные просторы с далекими перспективами. В конце XIX века над каналами появились металлические мостики с ажурными перилами по проекту инженера Л.Ф. Шперера.

Они заменили ранние деревянные мосты.

Сад на острове Любви был спланирован в регулярном стиле. Лучи-дороги пересекались поперечными дорожками. Между ними были устроены боскеты или «зеленые кабинеты» с фигурными площадками, цветниками и скульптурой античных богов любви.

План острова Любви. Начало 1790-х гг.

В плане остров получился в форме треугольника. В 1792 году на его острой оконечности был воздвигнут Храм Любви, с трех сторон окруженный водой.
Как и Березовый домик, павильон Венеры полностью выполнен в дереве. Он поставлен на каменный цоколь и дубовое свайное основание. Фасады павильона одеты в легкую трельяжную сетку и украшены деревянной резьбой.

Вход в храм со стороны острова оформлен изящным портиком с колоннами ионического ордера. На фронтоне портика изображены эмблемы богини любви: колчан со стрелами амура и пылающий факел. Над дверью выложено бронзовыми буквами «Остров Любви. Павильон Венерин».
Катаясь на лодках по озеру, в павильон можно было войти через маленький балкон-крыльцо.

Большой парадный зал павильона – очень светлый и торжественный. В летний день солнечные блики от воды, которая плещется за окнами, играют на стенах, потолке, паркете. Кажется, что павильон, как корабль, плывет по озеру.
Золотисто-желтые стены зала украшены орнаментальной росписью, а картинами служат пейзажи самого озера, которые видны через окна.

Совет

Эти живые пейзажи повторяются, отражаясь в зеркалах. Весь потолок занимает огромный живописный плафон «Триумф Венеры» немецкого художника Я. Меттенляйтера, посвященный богине, вечно юной и прекрасной.
По первоначальному замыслу вода была не только за стенами павильона, но и внутри – изливалась в беломраморные чаши четырех фонтанов. Она поступала из озера по специальной системе.

Гатчинский павильон, построенный под руководством архитектора В.Бренны, значительно отличается от французского образца. По форме он строже, лаконичнее, лишен многочисленных декоративных украшений, что соответствует стилю пейзажного парка. Во время праздников павильон Венеры мог служить прекрасной зрительской площадкой.

Через распахнутые двери-окна можно было видеть театральные представления и фейерверки, которые устраивались на Длинном острове и на озере.

Проект павильона Венеры в Шантильи

Проект павильона Венеры, Кушелевский альбом, конец XVIII века

Особенно велика роль павильона в композиции Белого озера и Дворцового парка. Павильон является важной художественной доминантой. На него ориентирована главная видовая ось, которая связывает два берега Белого озера. Одна из самых глубоких перспектив и впечатляющих по красоте панорам Белого озера, – это вид на павильон Венеры от Адмиралтейских ворот.

Во время Великой Отечественной войны Храм Любви чудом уцелел, хотя и был значительно поврежден. В послевоенные годы после частичной реставрации остров Любви и павильон Венеры стали местом отдыха и народных гуляний. В павильоне работал читальный зал, клуб шахматистов, проводились концерты.

В 70-е годы после выполнения очередных реставрационных работ Храм Любви был открыт как музейных парковый павильон.

Прошли два века. В Шантильи Храм Любви был разрушен во время Французской революции, а в Гатчинском парке революции и войны пощадили павильон. Сегодня он является уникальным памятником деревянной парковой архитектуры конца XVIII века.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://deligent.livejournal.com/20451272.html

Гатчинский парк

еще фотографии →

Гатчинский парк – это приятное место для прогулок, где воздух чист и прозрачен, где можно полюбоваться прекрасными пейзажами, а также прикоснуться к истории России и посмотреть интересные садово-парковые постройки. В отличие от других парков — Павловского и Екатерининского в Царском селе, вход в Гатчинский парк бесплатный, поэтому это любимое место для прогулок жителей Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Удобнее всего добраться до Гатчины на электричке, доехав до станции Гатчина Балтийская. От ж/д станции идет широкая улица к Дворцу, за которым расположен оформленный в пейзажном стиле Английский сад.

Режим работы и стоимость билетов в Гатчинский парк в 2019 г

Вход в парк свободный.

Английский сад

Это самая большая часть Дворцового парка, на территории которого находятся Белое и Серебряное озера, а также большая часть парковых сооружений.

В отличие от регулярного сада здесь нет ровных газонов и прямых аллей, здесь радует сама природа — лес и лужайки, извилистые дорожки, ведущие к красивым павильонам, а также реки, озера и пруды с ажурными мостиками.

Полюбоваться живописными пейзажами можно и с воды, взяв напрокат лодку.

Среди самых старых построек, созданных еще при графе Орлове в конце XVIII века, здесь можно увидеть:

  • Восьмигранный колодец – это родник, взятый в гранитную оправу
  • Подземный ход, ведущий от Часовой башни дворца к Серебряному озеру и грот под названием «Эхо». Если идти по подземному ходу, эхо повторяет сказанное слово четыре раза, поэтому грот был назван Эхом
  • Водный лабиринт – старинная забава в заливе Белого озера
  • Колонну Орла
  • Чесменский обелиск в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении в июне 1770 года. Во главе с Алексеем Орловым, братом Григория Орлова, было выиграно одно из самых крупных сражений русского парусного флота.

Интересные строения расположены рядом с Березовыми воротами – это портал «Маска» и скрытый за ним оригинальный Березовый домик.

Жемчужиной Острова любви является павильон, посвященный богине любви Венере.

Регулярные сады в Дворцовом парке

Небольшая часть Дворцового парка выполнена регулярном стиле — это примыкающие к Дворцу Липовый сад, Верхний и Нижний Голландский сады, а также Собственный сад, восстановленный несколько лет назад (вход в него платный). Отличительной особенностью этих садов являются четкие линии аллей, ухоженные газоны, подстриженные кусты и ровные ряды деревьев.

  • Собственный сад небольшой по площади, здесь множество скульптур и устроены галереи, покрытые вьющимися растениями (берсо)
  • Нижний и Верхний Голландские сады созданы на насыпных террасах рядом с дворцом.

Регулярную планировку имеют также Нижние и Верхние Ботанические сады, расположенные недалеко от Адмиралтейства и Адмиралтейских ворот. Украшением этих садов являются два пруда – Восьмигранный в Верхнем саду и Круглый – в Нижнем.

Зверинец

К северу от Дворцового парка находится Зверинец. Эта зеленая зона больше напоминает лес.

Правда, для любителей природы здесь есть интересное место — Чудо Поляна, найти ее можно, если идти по течению реки Теплой (Гатчинки).

Здесь можно встретить редкие растения, занесенные в Красную Книгу, и улиток размером с кулак. Впрочем, довольно больших улиток после дождя можно увидеть на всей территории парка.

Читайте также:  Осенняя невеста: топ-30 идей для твоего образа

Гатчинский парк — из истории

В 1765 году Екатерина II подарила Гатчинскую мызу своему фавориту Григорию Орлову в благодарность за помощь в дворцовом перевороте в 1762 году, в результате которого она стала императрицей.

Напомним, что в 1762 году был организован бунт, император Петр III был низложен, а через неделю, при странных обстоятельствах, он неожиданно скончался, по официальной версии, от геморроидальных колик.

Гатчинский парк графа Орлова

Природа Гатчины издавна славилась своей красотой. Живописные берега озер и рек как нельзя лучше располагали к прогулкам, а леса вокруг них были отличным местом для охоты. В своем письме Жан Жаку Руссо Григорий Орлов писал, что воздух здесь здоров, а вода удивительна, местность приятна для прогулок и возбуждает к мечтательности.

Граф был страстным любителем охотничьих забав и светских развлечений, поэтому большую территорию рядом с домом он превратил в Зверинец — Охотничий заповедник, где были устроены загоны, в которых жили на свободе привезенные дикие козы, лани и олени, а также обитатели местных лесов – лоси и зайцы.

В 1766 году под руководством знаменитого архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца, а вокруг него разбивается парк в модном в то время пейзажном (английском) стиле. С 1771 года работы по его обустройству возглавляет английский мастер садового искусства Джон Буш, также ему помогают садовники, приглашенные из Петербурга, и тысячи крестьян из окрестных деревень.

Обратите внимание

Основой преобразований служили два озера – Белое и Серебряное, где проводятся работы по углублению дна, строятся каналы и запруды, создаются острова и островки. В Гатчину привозят тысячи деревьев самых разных пород из окрестностей Москвы и Нижнего Новгорода. Дикая природа преобразуется в прекрасный ландшафтный парк с живописными озерами и прудами.

После смерти графа Орлова в 1783 году Екатерина II выкупила поместье у родственников графа и подарила его сыну Павлу Петровичу.

Гатчинский парк при Павле I

Основные постройки и оформление парка при Павле I проведены в 90-х годах XVIII века под руководством архитектора Винченцо Бренны.

Вместе с ним работал талантливый садовый мастер Джеймс Гекет, оформивший придворцовую часть в регулярном стиле и выполнивший планировку района Сильвия.

  В это же время создаются искусственные пруды необычной формы — Карпин и Прямоугольный, Восьмигранный и Круглый, Овальный и другие.

После смерти Павла I в 1801 году работы по обустройству парка велись не столь интенсивно, в основном, они были направлены на поддержание в хорошем состоянии имеющихся строений.

В 1917 году Гатчинский парк стал достоянием народа и открылся для посещения публики. В начале Великой Отечественной войны часть ценностей была эвакуирована, многие из них были спрятаны в земле.

Когда Гатчина была оккупирована немецкими захватчиками, на территории парка вырубались деревья, взрывались мосты, пострадало большинство сооружений. Работы по восстановлению дворцово-паркового комплекса начались сразу после освобождения города.

Гатчинский парк прекрасен в любое время года, но самые живописные пейзажи можно увидеть в пору золотой осени.

Важно

Вместе с тем, из-за недостатка финансирования многие зеленые зоны и парковые сооружения остаются в запущенном состоянии.

В 2014 году началась масштабная реставрация парковой зоны, планируется, что к 250-летию основания дворца (в 2016 году) мы сможем увидеть часть ее в том виде, в каком она была в конце XVIII века.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20145.htm

Большой Гатчинский дворец

0 108

Фото Большого Гатчинского дворца

Большой Гатчинский дворец, возведенный под Петербургом в 1766-1781 гг., сочетает в архитектуре стили средневековья и русского классицизма. Он располагается на возвышенности около Серебряного озера и внешне напоминает замок из староанглийских романов, массивный и внушительный.

История

В 1499 г. на месте Гатчинского дворца среди густых лесов и кристально чистых озер стояла мыза – небольшое поместье для охотничьих развлечений. Владел поместьем Петр I. Позже он подарил его своей сестре, царевне Наталье Алексеевне.

В 1765 г. имение выкупила императрица Екатерина II в качестве подарка для своего фаворита Григория Орлова. В мае 1766 г. началась глобальная перестройка зданий по проекту Антонио Ринальди. Итальянский архитектор задумал выстроить на месте усадьбы настоящий дворец с гранеными башнями и подземным ходом.

Строители сохранили главное здание усадьбы и пристроили к нему два дугообразных крыла – галереи с лоджиями. По краям галерей возвели симметричные каре: Конюшенное (впоследствии Арсенальное) и Кухонное. Каре – квадратные здания с закрытыми внутренними дворами — визуально ограничивали территорию дворца.

Около внутреннего паркового фасада рабочие под руководством Антонио Ринальди установили две восьмигранные башни и статуи «Война» и «Мир», а у главного входа – скульптуры «Справедливость» и «Осторожность».

Для облицовки фасадов использовали местный травертин – износостойкий отделочный камень, второй по популярности после мрамора. Строительство было завершено в 1781 г., и граф Орлов стал жить в резиденции. Он не скупился на отделку интерьеров, приобретая самые дорогие произведения искусства, предметы интерьера, книги и оружие.

В апреле 1783 г. Григорий Орлов скончался, и императрица Екатерина вновь выкупила Гатчинский дворец. Она подарила его сыну Павлу. Будущий правитель Российской империи с воодушевлением принялся за перестройку здания на свой вкус.

 Он пригласил к сотрудничеству итальянского декоратора и архитектора Винченцо Бренну, который предложил к рассмотрению смелый проект военизированного здания.

Совет

Экспертная комиссия, состоявшая из именитых русских архитекторов, одобрила план итальянца, и строительство началось.

Во время реконструкции были заложены кирпичом арки для входа в парк, перекрыты лоджии на крыльях здания, сделаны надстройки на Кухонное и Конюшенное каре. Вместо зеленых лугов во дворе был оборудован каменный плац для проведения военных парадов. Дворец приобрел облик крепостного строения с элементами загородного особняка.

Интерьеры тоже менялись в соответствии с требованиями придворных церемоний: на первых этажах были устроены функциональные комнаты: покои императора, Нижняя Кавалерская, Тронный зал, Туалетная и другие. Наверх вела парадная лестница, отделанная гранитом.

На втором этаже располагались залы для приемов: Аванзал, Мраморная столовая, Тронная Императора. Дверь из Тронной вела в Малиновую комнату с гобеленами из серии «Дон Кихот» и французским мебельным гарнитуром.

С ней соседствовала Опочивальня, к которой примыкали будуар, кабинет и туалетная комната императрицы Марии Федоровны.

Супруга Павла I жила во дворце вместе с императором, и после его смерти оставалась хозяйкой замка до 1828 г. В последующие годы зданием владели правители Николай I, Александр II, Николай II, Александр III.

В 1845 г. при правлении Николая I началась новая перестройка дворцового комплекса под руководством Романа Кузьмина. Архитектор планировал увеличить число внутренних комнат, отреставрировать Главный корпус и перестроить оба каре, добавив подземные этажи и надстройки.

Одновременно с перепланировкой Роман Кузьмин разработал несколько новых интерьеров: оформил вестибюль и Мраморную лестницу в стиле Ренессанса, создал Китайскую и Готическую галереи. В 1851 г. реконструкция завершилась, а на плацу во дворе был установлен памятник Павлу I.

Обратите внимание

В мае 1918 г. Гатчинский дворец был признан государственным музеем, сосредоточившим 54 тыс. художественных объектов мирового значения. Во время Великой Отечественной войны он дважды подвергся авиаударам: во время первого пострадала Арсенальная галерея, а второй пришелся на Арсенальное каре. В 1944 г.

немецкие солдаты, отступая из Гатчины, подожгли дворец. Ценные коллекции не пострадали – часть экспонатов сотрудники музея вывезли в Ленинград задолго до происшествия, другую укрыли в подвалах.

Руководили эвакуацией главный хранитель фондов дворца Серафима Балаева и научный сотрудник Ирина Янченко, погибшая во время артобстрела.

После блокады Ленинграда Серафима Балаева вернулась во дворец с целью восстановить его. В 1944 г.

она организовала работу бригады реставраторов, которые начали снимать кальки с сохранившихся образцов, делать замеры, проектировать здание заново. Но полностью восстановить музей не удалось, и в 1950 г.

он перешел в ведение Военно-Морского училища СССР, а затем – закрытого предприятия ВНИИ «Электростандарт».

В 1976 г. здание освободили, чтобы заново открыть музей. После масштабной реконструкции в мае 1985 г. для туристов были открыты три парадных зала, а чуть позже – другие комнаты и подземный ход из императорских покоев к Серебряному озеру.

Внушительный Гатчинский дворец имеет богатую фильмографию: он был задействован в съемках российских художественных фильмов, таких как «Левша», «Юнкера», «Война и мир».

Архитектура Гатчинского дворца

Гатчинский дворец – архитектурный дворцово-парковый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.

В плане дворца три ключевых элемента:

  • главный корпус с пятигранными башнями по сторонам;
  • две полукруглые галереи, отходящие от него;
  • два квадратных каре с восьмигранными башенками по углам.

Здание находится на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, а южный выходит на плац внутреннего двора. Композиционная ось проходит по центру плаца, визуально разделяя дворец на две симметричных половины.

Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами, окна между которыми украшены рельефными наличниками. На втором установлены богатые пилястры и колонны ионического ордера, а на третьем – простейшие наличники на окнах.

Границы между этажами обозначены классическим антаблементом по периметру здания.

Важно

Фасады массивных каре продолжают линии галерей, создавая ощущение объема и монументальности дворцового ансамбля. Завершают объемно-пространственную композицию купола башен.

Северный фасад открывается взгляду постепенно при обходе дворца. Наиболее выразителен центральный корпус в окружении Часовой и Сигнальной башен, который выглядит как часть средневекового замка.

Экскурсии в музей

Экскурсия в Гатчинский дворец возможна по предварительному заказу. В ходе визита гиды знакомят посетителей с историей здания, жизнью и особенностями быта его владельцев. Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Кассы закрываются на час раньше.

Адрес дворца: Гатчина, Красноармейский пр., д. 1.

Варианты проезда:

  • на личном транспорте по Киевскому шоссе;
  • на электричке от Балтийского вокзала;
  • на автобусе №431 от метро «Московская»;
  • на маршрутном такси №18 от метро «Московская».

Телефон для справок и заказа экскурсий: 8 (812) 958-03-66.

Видео:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/bolshoj-gatchinskij-dvorec/

Гатчинский дворец

Изначально дворец в Гатчине строился для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова по проекту архитектора Антонио Ринальди в стиле итальянского палаццо, строительство было завершено в 1781 году.

Кроме замка с башнями, Ринальди воздвиг в парке Чесменский обелиск в честь победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 году, колонну Орла (она посвящалась графу Орлову), создал грот «Эхо», завершающий подземный ход от дворца к Серебряному озеру, заключил в гранитную оправу Восьмигранного колодца сильный подземный ключ рядом с Серебряным озером.

Дом Павла I

После смерти графа в 1783 году Екатерина II выкупила дворец у его наследников и подарила сыну Павлу I. Григорий Орлов не жил в Гатчине постоянно, посещая дворец во время охоты или отдыха, для Павла же Гатчина стала поистине домом.

Трехэтажный центральный корпус был соединен переходами с боковыми флигелями, квадратными в плане. Фасад дворца облицован местным известняком пудостским камнем. Совместно с архитектором Винченцо Бренна Павел Петрович перепланировал парк и занялся перестройкой дворца, сделав парадные залы с роскошными интерьерами.

Увлечение Павла военным делом отразилось в новом облике построек. Из охотничьего дома гатчинский ансамбль превратился в замок с крепостным рвом и широким плацем для военных парадов. На этом плаце в 1851 году, после смерти императора, поставили ему памятник работы скульптора Ивана Витали.

Читайте также:  Подготовка рустик-свадьбы в лесу: опыт невесты

Парк Гатчинского дворца был разбит в живописном месте, обустроен в английском стиле и включал в себя сложную систему озер.

В былые времена к Серебряному озеру из дворца можно было попасть через подземный ход. Сам ход сохранился и сегодня, но теперь он тупиковый.

При Павле I пейзажный парк дополнили архитектурными постройками, появилось Адмиралтейство для кораблей озерной флотилии, по проекту В. Бренны построили пристань-террасу, соорудили мосты, архитектор Н. Львов спроектировал Амфитеатр.

Память о романтических отношениях императора с его супругой хранит павильон Венеры, который расположен на углу острова Любви и с трех сторон омывается водой Белого озера.

Совет

Самая необычная постройка дворцового комплекса – Приоратский (Земляной) дворец. Архитектор Н. Львов использовал смелую идею построить дворец из земли землебитным способом. Работы по строительству дворца завершились в 1799 году. По замыслу дворец был возведен для приора Мальтийского ордена, Великим магистром которого был Павел. Но по назначению дворец никогда не использовался.

После смерти Павла Петровича владелицей Гатчины стала вдовствующая императрица Мария Федоровна. 21 января 1827 года она составила завещание, в котором Гатчинский дворец переходил «в вечное владение» императора Николая I и его потомства мужского пола.

Перестройка дворца

В 1840-х годах начались работы по перестройке дворца под руководством Романа Ивановича Кузьмина. Реконструкция коснулась боковых корпусов — Кухонного и Арсенального каре. В обновленных помещениях Арсенального каре расположились апартаменты царской семьи.

Во времена правления Николая I и Александра II Большой Гатчинский дворец использовался для охоты в окрестных лесах и кратковременных посещений. Своим домом его выбрал император Александр III в 1881 году. Александр Александрович начал создавать во дворце экспозицию произведений искусства, некоторые экспонаты были приобретены еще графом Г.Г. Орловым.

После смерти императора постоянным местом жительства дворец оставался для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

19 мая 1918 года, после революции, Гатчинский дворец приобрел статус музея и был открыт для посетителей. Интерьеры императорской резиденции сохранялись в новом музее до 1941 года, с началом войны была проведена эвакуация сотрудников и наиболее ценных экспонатов.

В июле начались бомбежки Гатчинского района немецкой авиацией, в результате которых дворец значительно пострадал. Работы по спасению Гатчинского дворца были предприняты в 1944 году. Музейные работники пытались вернуть экспонаты, что-то удалось обнаружить у местных жителей.

Были проведены несколько выставок из уцелевших предметов.

Вплоть до 1976 года масштабные реставрационные работы во дворце не проводились, в разное время в нем размещалось военно-морское училище, затем институт «Электронстандарт».

Гатчинский дворец сегодня

8 мая 1985 года после реставрации для посещения были открыты три парадных зала дворца. Реставрационные работы продолжаются до сих пор.

Кроме помещений самого дворца будут восстановлены парковые постройки, например Фермы со скотным двором. Царские особы приходили на Ферму в специальный «павильон для отдыха», чтобы отведать домашнего молока и творога.

Руководство музея планирует отреставрировать павильон и возобновить работу Фермы.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/12031/gatchinskii-dvorec

Гатчинский дворцово-парковый ансамбль

Закладка Гатчинского дворца состоялась 30 мая 1766 года. За основу пространственной композиции архитектор взял усадебную схему, при которой главный дом соединялся галереями со служебными корпусами. Но Ринальди ввел и новые нетрадиционные элементы: граненые башни и подземный ход План бельэтажа ?

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.

15.

Овальная гостиная Чесменская галерея Оружейная галерея Переход Аванзал Мраморная столовая Тронный зал Белый зал Малиновая гостиная Парадная опочивальня Кабинет Марии Федоровны Овальный будуар Туалетная Тронная Марии Федоровны

Проходная

16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29.

30.

Зеленая угловая Греческая галерея Комната Ротари Ротонда под гербом Парадный вестибюль Театр Комнаты фрейлин Китайская галерея Запасные комнаты Приемный кабинет Александра III Приемная Александра III Адьютантская Церковь Коридор с верхним светом

Медвежья лестница

Средняя часть дворца была почти такой же, как сейчас, только сквозными были полуциркульные арки входных дверей. От главного корпуса отходили дугообразные крылья – полуциркули с открытыми в сторону двора галереями (лоджиями), со стороны паркового фасада стояли две пятиугольные башни. Территорию парадного двора ограничивали с двух сторон одноэтажные симметричные каре – Кухонное и Конюшенное с невысокими восьмиугольными башнями на углах. Перед главным входом со стороны парадного двора были установлены статуи «Осторожность» (итальянский скульптор Джованни Маркиори) и «Справедливость» (Иоганн Морлейтер). Две другие статуи тех же мастеров – «Мир» и «Война» установили со стороны парка.
Статуи у парадного входа

Для облицовки фасадов использовался местный строительный материал – разновидность травертина, добывавшийся в окрестностях Гатчины – Пудости, Парице, Чернице. Травертин использовался еще в Древней Греции для строительства храмов. Гатчинский дворец стал одним из первых зданий, чьи фасады были отделаны натуральным камнем.

В ходе работ, предпринятых В.

Бренной, Кухонное и Конюшенное каре были перестроены, чтобы создать дополнительные апартаменты. В Конюшенном каре устроили театр, библиотеку, арсенал; каре стало называться Арсенальным. В левом полуциркуле, ведущем в Кухонное каре, появились Оружейная и Чесменская галереи (названа так из-за помещенных на стенах трех больших картин художника Ф.

Гаккерта с эпизодами Чесменского сражения)

Как она выглядела раньше и сейчас:

В 1799 году В.Бренна был занят на строительстве Михайловского замка, и некоторые работы заканчивал А.Д. Захаров. Он завершил надстройку Кухонного каре, разработал проект новой Дворцовой церкви и построил ее (первая в Гатчине церковь существовала во дворце еще при Г. Орлове).

Дворцовая церковь

Обратите внимание

Храм Пресвятой Живоначальной Троицы — самая первая культовая постройка Гатчины. Ее сооружение относится к 60-м годам XVIII века, когда активно велось строительство Гатчинского замка для фаворита Екатерины II Г.Г.Орлова. В конце столетия по велению Павла I были осуществлены переделки: появилось царское место, новый иконостас, были расписаны стены и плафоны.

По окончании работ в храм стали поступать дары Императорской фамилии. 12 октября 1799 года в церкви поместили святыни Мальтийского ордена. В этот же день состоялось бракосочетание дочери Павла Великой княжны Елены Павловны. 19 октября было совершено бракосочетание Великой княжны Александры Павловны.

Последняя перестройка храма началась в 1844 году в годы царствования Николая I, и с той поры интерьер церкви практически не изменился. Вплоть до революции здесь совершались богослужения для членов императорской семьи, придворных, офицеров гвардии и именитых горожан. В 1901 году в храме венчалась Великая княжна Ольга Александровна, дочь Императора Александра III.

По описи конца XIX века в церкви находились около 700 икон и огромное количество драгоценной утвари. В 1922 году из храма изъяли 340 кг. серебра, 30 кг. золота, жемчуг и драгоценные камни. В последующие годы были утрачены иконостас, цветные витражи и другие реликвии.

Однако архитектурное убранство церкви не изменилось с середины XIX века и сегодня является единственным интерьером Императорского Гатчинского Дворца, сохранившимся до наших дней.

Церковь 2-х этажная. Вход с первого этажа:По лестницеПоднимаемся в центральный зал:
Убранство церкви действительно не изменилось.

Вот купол:

Считали, фрески купола утрачены в военный период, когда в Гатчинском дворце жили немцы …. На самом деле, кто-то из хранителей до прихода немцев успел их забелить, сейчас это все «открывается».

На снимке виден синий фон фрески (2-й ряд снизу, слева) Но денег на реставрацию как всегда нет….

Подземелье ))))

В ожидании все собираются в заднем вестибюле, когда-то он был открытым, и можно было выйти сразу в парк…

Есть в Гатчине еще один неповторимый и удивительный памятник прошлого. Это таинственный подземный ход – 120-метровый тоннель, протянувшийся от дворца-музея до Серебряного озера – единственное в своем роде сооружение в петербургских пригородных дворцах и парках.

Важно

Да, в этом отношении Гатчине повезло необычайно. Только здесь, прогуливаясь по темным подвальным галереям, примыкающим к подземному ходу, можно случайно встретиться с загадочным призраком императора Павла I.

Еще с орловских времен в алькове Парадной опочивальни Гатчинского дворца имелась потайная дверь на темную узкую винтовую лестницу.

По ней из парадных залов второго этажа можно было спуститься на нижний этаж главного корпуса и через туалетную комнату императора по той же потайной лестнице проследовать дальше в дворцовые подвалы, где и начинался подземный ход.

Серебряное озеро – самый уникальный водоем Гатчинского парка. Оно имеет природное происхождение и питается сильными подземными ключами. «Кристально чистый изумрудный тон его воды напоминает горные озера, – сообщали в 1935 году в книге «Гатчина» ее авторы Серафима Николаевна Бадаева и Георгий Викторович Смирнов.

– На берегу Серебряного озера виднеется пещера, каменные глыбы которой полускрыты свисающими ветвями кустов. Это – «Эхо», выход из подземного хода дворца». Исключительно прозрачная вода озера, несмотря на довольно большую глубину (до 13 метров), дает возможность рассмотреть его дно, покрытое слоем серовато-зеленой глины. Она и придает воде изумрудный цвет.

Особенно впечатляюще выглядит панорама Серебряного озера с башен Гатчинского дворца.

Свое оригинальное название грот получил от ясно слышимых отголосков: многократного повторения человеческого голоса и звука шагов по каменным плитам, возникающих в глубине подземелья. Акустические особенности грота «Эхо» действительно очень необычны.

Известно, что в парках XVIII века сооружения, выдающие эхо, ценились и даже специально возводились для развлечения посетителей. Для них придумывались и особенные «кричалки»… Гатчинское эхо тоже имеет свою историю. Громкое восклицание повторяется в подземной галерее несколько раз.

По утверждению экскурсоводов государственного музея-заповедника, эхо «работает» не везде: оно отвечает лишь тому, кто встанет у второй от входа пары фонарей, и в этом состоит еще один инженерный секрет архитектора Ринальди. Первые «кричалки» появились здесь еще в Павловскую эпоху. Ими часто развлекались дети императора.

Говорят, что они записаны в какой-то старинной книге… Среди самых известных, которые возможно сохранились еще с тех далеких времен, можно назвать такие распространенные сегодня «кричалки», как:

«Какой цветок не боится мороза?! – Роза!», «Как называлась первая дева?! – Ева!», «Кто украл хомуты?! – Ты!»

Но самым популярным у туристов, посещающих Гатчинский дворец, является восклицание:

«Кто нами правил?! – Павел!»

Совет

Очевидцы рассказывают, что иногда последнее слово эхо повторяет иногда до 30 раз! Эхо «работает» всегда. Наша группа так же проверила на себе действие «кричалок». Затем нашу группу попросили «подпрыгнуть» и приземлиться на обе ноги сразу…. эффект был — ощущение, что ты стоишь около 1000 Петропавловских пушек в полдень…

(кто не знает – в 12 часов дают залп) просто сражение 1812 года))) Гатчинский подземный ход хранит немало загадок. Многие посетители дворца-музея специально приходят в подземелье, чтобы встретиться здесь с таинственным призраком или призраками. И это не фантастика! «Призрачной теме» можно было бы посвятить специальное научное исследование…

Одно из них, но сама я ничего подобного там не заметила. 

В послевоенный период долгое время подземному ходу была уготована роль склада Гатчинского водоканала. Недоступен для обозрения и грот «Эхо», а громкие восклицания музейных посетителей подземелья глухо обрываются в закрытую арочную железную дверь.

Наверное, это один из немногих подземных ходов, который не имеет выхода… 

По порку можно сделать «водную прогулку» на лодке или катамаране. Сейчас уровень воды в каналах упал, и к сожалению, на лодке невозможно пройти по этому полуболоту.

Хотя 15 лет назад еще можно было проплывать под всеми мостами и по всем каналам.

Источник: https://x-ledi.livejournal.com/16950.html

Ссылка на основную публикацию