Акварельный закат: стилизованная съемка

Как фотографировать рассветы и закаты

Рассвет и закат — одни из самых прекрасных явлений, которые придают пейзажам уникальные черты. Блики восходящего или заходящего солнца, мягко выглядывающие из-за горизонта, создают идеальные условия для фотосессии.

Где бы вы не находились — в городе или на природе — умело пойманные в кадр восход и закат сделают снимок выразительным, контрастным, концептуальным. Но добиться этого не так просто, особенно если вы начинающий фотограф.

В статье собраны профессиональные советы и технические нюансы, от которых зависит конечный результат. 

Подготавливаем фототехнику для съемки заката и рассвета

Начнем с того, что вам понадобится для съемки. Рассмотрим по пунктам, из чего должен состоять ваш рюкзак:

  • Фотоаппарат. Отдаем предпочтение цифровым камерам, поддерживающим полуавтоматический и ручной режим управления экспозиции. Обозначается, как правило, М или А.
  • Профессионалы рекомендуют использовать широкоугольные объективы, позволяющие в кадре охватить большую площадь, расширить рамки снимка. Для fix- и zoom-объективов значение должно быть 18 мм.
  • Обязательно кладем в рюкзак штатив. Он необходим для пейзажной фотосессии. В съемке художественных кадров вы будете пользоваться приемом длинной выдержки, во время которой камера должна пребывать в неподвижном состоянии в течение нескольких минут. Вручную создать идеальную статику невозможно.
  • Не забываем аккумуляторы и батарейки. Будет обидно, если камера разрядится в самый ответственный момент. Перед выездом из дома хорошо подпитайте оборудование. Съемка закатов и восходов — процесс, требующий времени.

Фотографируем закаты и рассветы. Настройки камеры

Теперь подходим к самому основному: как сделать хороший кадр, какими техниками и режимами необходимо пользоваться и что учитывать в настройке. Выделим 5 основных правил.

Первое. Держим диафрагму в приоритете. Режим А

Как было сказано выше, чтобы предусмотреть возможность съемки в режиме управления экспозиции А, необходимо правильно подбирать оборудование. В фотосессии на закате и рассвете необходимо работать с приоритетом диафрагмы.

Что это дает: на снимке можно корректировать баланс белого цвета, вручную устанавливать параметры “Пасмурно” или “Авто” — подстраиваться под погодные условия.

Делая кадры в RAW, баланс белого устанавливается в самых оптимальных величинах — весомый плюс, придающий фотографии цветовую гибкость и податливость в дальнейшей работе с такими графическими программами, как Photoshop.

Второе. Устанавливаем правильный замер экспозиции

Здесь важно поймать момент, предшествующий зареву солнца, когда лучи становятся яркими, резкими, сложными для восприятия камерой.

Нам нужен центрально-взвешенный замер, который позволит мягко и контрастно отразить линии горизонта в уникальном свечении. Здесь важно учесть нюансы: замер совершаем на оранжевом спектре, не на самом солнце, а в его ожидании.

Избегаем ярких зон — могут пересветить кадр. Как правило, идеальная линия для замера находится немного выше горизонта.

Третье. Устанавливаем параметры чувствительности

В ситуации с фотосъемкой закатов и рассветов в значениях чувствительности действует закон от меньшего. В идеале — чем ниже параметры ISO, тем чище и выразительнее кадр. В большинстве случаев цифровые аппараты поддерживают минимальный предел — 100 ISO. Если технические характеристики позволяют добиться значения 50 — смело устанавливайте. Повторимся: чем ниже значение, тем выше качество.

Четвертое. Работа затвора

Одна из профессиональных хитростей, которая позволяет добиться красивого снимка заката и восхода солнца, — использование режима задержки спуска затвора. Хотите гарантированно избежать смазывания в кадре — установите автоспуск с пятисекундным значением задержки в срабатывании.

Эти два приема сделают фотографию четкой, контрастной, идеально передающей цветовую гамму и эффект свечения горизонта. Чтобы техника длинной выдержки была выполнена качественно, установите камеру на штатив, обезопасьте себя от вибраций, которые могут безнадежно испортить кадр.

Устанавливая приоритет диафрагмы, выдержку определяет сама камера — это происходит автоматически.

Обратите внимание

Поэтому нам нужно задать те параметры диафрагмы, которые требует наш кадр, и одновременно с этим выдержать золотую середину — не выходить за рамки средних значений светосилы.

Учтите,разрешение должно быть максимальным — только тогда фотография обретет резкость, цветовую насыщенность, контрастность.

Как правильно снимать закаты и рассветы

Теперь поговорим о композиционных, стилистических и системных моментах процесса. Фотограф, отправляясь на фотоохоту заката и рассвета, должен быть подготовлен от и до.

Время пробуждения

Существенную роль играет время вашего пробуждения. Хотите сделать потрясающий кадр — проснитесь около 4 утра. Зарево восходящего солнца мимолетно, длится всего несколько минут. Поэтому подготовку к съемке необходимо провести заранее. На момент появления из-за горизонта первых лучей оборудование должно быть настроено и готово к старту.

Учтите, что время рассвета смещается в зависимости от времени года: зимой — позже, летом — раньше (с 4.10 до 4.30).

Заранее подберите ракурс, с которого будете делать снимок. Приехав на место вечером, обойдите территорию, прицельтесь объективом на линию горизонта, найдите интересные детали, которые могут стать значимой частью композиции.

Особенности композиции

В съемке заката и восхода одна из распространенных ошибок — превалирование неба, которое иногда занимает в кадре больше ½ части. Даже самое красивое воздушное пространство, наполненное яркими переливами солнечного зарева, не должно занимать больше ⅓.

  • Акцент композиции должен быть выделен на земной детали, а закат или рассвет становится лишь эффектным дополнением, добавляющим снимку уникальное настроение и выразительность. Избегайте четкой геометрии, режущей фотографию на части. Разбавляйте пейзаж вертикальными элементами, вводите асимметрию.

Профессионалы рекомендуют включать в кадр детали, которые будут эффектно смотреться в силуэте, четко очерченном на фоне восходящего зарева: лодки, пирс, маяк, мосты, фигура человека на берегу, островок с извилистым деревом, большие камни и утесы. При этом элемент переднего плана не должен забивать другие части композиции — старайтесь выдерживать размер в пределах 30% кадра.

Если солнце, выглядывающее из-за горизонта, по вашей художественной задумке смещено в сторону, обязательно сбалансируйте снимок — включите элемент, который выполнит роль структурного противовеса. На противоположной стороне фотографии захватите дерево или фигуру человека, который любуется закатом.

Одушевленный пейзаж

Фотография, сделанная на фоне горизонта с восходящим солнцем, не обязательно должна обладать статикой. Движение в кадре сделает снимок живым, динамичным, одушевленным.

Но для того, чтобы добиться такого эффекта, нужно постараться — дождаться нужного момента. Скрасят и оживят пейзаж полет птиц, выпрыгивающие из воды дельфины, спортсмен на утренней пробежке, животные в движении. Особенную выразительность кадру придает человек.

Женский образ добавляет романтичность, мужской силуэт — меланхоличное настроение.

Сюжеты для пейзажа

Закаты и рассветы можно снимать как на природе, так и в городе — в любом случае, профессионально выполненные кадры, получатся красивыми, наполненными энергетикой восходящего или заходящего солнца. Главное — выбрать близкую тематику и найти удачный ракурс.

Съемка природы

Идеальный вариант для фотосета на рассвете — композиция с водной гладью. Для этой роли прекрасно подойдут реки. озера, пруды, моря, океаны. Задача фотографа — поймать игру света, зеркально отражающегося на поверхности воды. Погода должны быть безветренной, освещение — мягким.

Идеи снимков заката и рассвета, которые уже нашли свое воплощение в работах профессиональных фотографов:

  • Утро в горах. Солнце только начинает проглядывать сквозь вершины, лучи путаются в деревьях, природа пробуждается. Очень эффектно рассвет в горах смотрится зимой — снег и иней на деревьях обретают удивительное кристальное свечение.
  • Закат в поле. Простор, золотые колосья, одинокое дерево и заходящее солнце. В композиции царит минимализм, но это не делает фотографию скучной. Снимок обладает своим настроением и смыслом, каждая деталь на своем месте. Верхняя треть неба, выразительно скрашенная заходящим заревом солнца, логично завершает кадр.
  • Рассвет на озере. Умиротворенный пейзаж: водная гладь, небольшой деревянный мостик и старенькая лодка, детали берега — стройные камыши и белый песок. За горизонтом начинается утро, небо освещают первые солнечные лучи. Каждый элемент композиции гармонично дополняет друг друга, делает фотографию завершенной.
  • Просыпающийся лес. Ракурс — с возвышения. В кадре — пушистые зеленые верхушки деревьев, просвечивающиеся сквозь густые ветви небольшие полянки и холмы. За лесом — линия горизонта и мягкое розовое свечение. Солнце уже близко, наступает утро, природа просыпается.

Какой бы сюжет для своего пейзажа не выбрали, важно поймать то самое время — между 4.10 и 4.30 — когда солнечный свет создает идеальные условия для съемки.

Город обладает особенной энергетикой, динамикой, темпераментом. Фотографии, сделанные ранним утром, когда на улицах царит непривычная тишина, особенно ценны — передают те самые редкие моменты спящего, спокойного, умиротворенного города, начинающего постепенно пробуждаться ото сна.

Эффектно смотрятся кадры на фоне восходящего солнца с элементами мостов, набережных, храмов с царственно сверкающими куполами, стройных высоток, в окнах которых отражаются блики рассвета.

  • Хотите сделать красивый, интересный кадр — устройте себе путешествие по улицам города, присмотритесь внимательнее к деталям. Отдавайте приоритет позициям на возвышении, с которых открывается живописный панорамный вид.Играйте с деталями. Особенное настроение придаст кадру широкая дорога и едущий по ней автомобиль, первый в наступающем утре. Выразительно будет смотреться силуэт человека на фоне восходящего зарева. День начинается, и проснулось не только солнце. Какой бы элемент вы не выбрали для переднего плана, соблюдайте правила структуры кадра — деталь не должна занимать больше 30% кадра.

Подводим итог

В завершение обозначим 8 основных моментов, которые необходимо учитывать при съемке закатов и рассветов:

  1. Для того, чтобы выстроить красивую и стройную композицию — заранее подберите позицию для съемки, найдите самый удачный ракурс. Изучите территорию, сделайте пробные кадры из разных точек.
  2. Соблюдайте правило третей. На снимке небу должна быть отведена верхняя треть, не больше. Нижние две трети должны занять линия горизонта с земными деталями пейзажа. Каким бы красивым ни было небо, соблюдайте пропорции.
  3. Используйте в пейзаже силуэты, разбавляющие горизонтальные линии композиции: деревья, скалы, маяки, мосты и прочее.
  4. Обязательно используйте штатив. В съемке на длинной выдержке камере требуется полная неподвижность, абсолютное отсутствие вибрации. Руками этого достичь невозможно.
  5. Задайте камере самые низкие параметры чувствительности. Закономерность проста: чем ниже значение ISO, тем выше качество снимка.
  6. Включайте в снимок водные элементы, ловите отражение лучей в зеркальном отражении. Такие пейзажи смотрятся особенно атмосферно.
  7. Используйте широкоугольный объектив, который позволит охватить больше пространства, расширит рамки композиции.
  8. Не собирайте оборудование сразу после того, как сфотографировали долгожданный момент восходящего солнечного зарева. Останьтесь еще ненадолго и снимите просыпающуюся ото сна природу.

И не бойтесь экспериментов, пробуйте различные техники, фильтры, меняйте диафрагму. Пейзаж на закате и рассвете предоставляет фотографу все условия для творчества.

Источник: http://top100photo.ru/blog/sovety-po-organizacii-semok/kak-fotografirovat-rassvety-i-zakaty

Экспресс-совет: как фотографировать закат? — Уроки и секреты фотографии

Закат – это впечатляющее своей красотой завершение дня. Это фееричный праздник прощания с солнечным светом. И это именно то время, когда солнце позволяет нам наслаждаться его мощью и величием без риска ослепнуть.

Как запечатлеть великолепие этого момента на снимке? Давайте попробуем разобраться.

Камера позволяет нам не только заснять закат, но и усилить визуальное впечатление, производимое снимками с закатом. Для этого вам, прежде всего, стоит поработать с настройками камеры. Думаем, вы даже не представляете, насколько легко можно получить потрясающие, драматичные снимки заката, просто правильно настроив вашу камеру. Но давайте обо всем по порядку.

Солнце –  постоянный  источник света. А источник света такого рода является самым простым для управления. Все настройки камеры, которые влияют на экспозицию, будут влиять на интенсивность солнечного света, и его отражение.

Прелесть этого в том, что вы имеете возможность контролировать экспозицию постоянного источника света всеми доступными средствами: посредством  диафрагмы, выдержки и ISO.

Разве что каждое из этих средств управления повлияет на экспозицию индивидуально.

Итак, перейдём непосредственно к советам, которые помогут вам сделать эффектные фотографии заката:

  • Установите камеру в ручной режим (М).
  • Начните с настройки необходимой чувствительности ISO. Помните прописную истину: чем ниже ISO, тем ниже уровень шума на вашей фотографии. Если вы хотите получить гладкое изображение, задайте значение ISO 100, если же вам по душе зернистая картинка, то выберите ISO 800 или ISO 1600.
  • Установите диафрагму. При фотографировании заката контролируйте глубину резкости при помощи диафрагмы. Для примера, диафрагма в диапазоне от f/11 до f/22 позволит вам получить резкие детали во всем кадре.  В тоже время, диафрагма f/5.6-f/2.8 позволит вам использовать технику выборочного фокуса.  Например, если вы используете закат в качества фона, то вы, конечно же, захотите получить в фокусе объект съёмки (человека, лодку, скалы и т.д.), а небо может быть размыто. После настройки ISO и диафрагмы самое время подумать о контроле интенсивности  солнечного света.
  • Выдержка. Делая выдержку короче, вы уменьшаете интенсивность света и увеличиваете насыщенность цветов заката. Попробуйте уменьшить экспозицию на 1 или даже 2 стопа и сделать пробные снимки. Если результат вас полностью удовлетворяет – приступайте к съёмке.

Примечание: если выдержка будет меньше 1/30 сек вам понадобится штатив.

Если вы хотите фотографировать движущихся людей на фоне заката и избежать размытия движущихся объектов, используйте выдержку  от 1/60 сек и длиннее, либо используйте вспышку.

Еще один совет: снимая на пляже, попробуйте использовать фильтр нейтральной плотности (или поляризационный фильтр) – это позволит вам снизить экспозицию почти на 1 стоп, и увеличить выдержку  до 1/15 сек. Помимо прочего, это позволит получить на фото  размытые, мечтательно гладкие волны.

Вот и всё. Ничего сложного, не так ли? Что может получиться, если следовать этим советам, вы можете увидеть на видео ниже.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!  

Читайте также:  Как сделать хорошие фотографии в плохую погоду?

Источник: http://spp-photo.ru/2014/08/06/sunset-photography-fasttips/

Как фотографировать людей на фоне заката

Время летних отпусков. Многие фотолюбители берут с собой в дорогу свои зеркальные камеры в надежде сделать новые замечательные снимки. Ну а какой же может быть отдых без прогулок по свежему воздуху в вечернее время.

В данном посте я расскажу как нужно настраивать зеркальную камеру, для того чтобы фотографировать людей на фоне заката (ну или восхода =)). Кстати, владельцы продвинутых мыльниц могут также воспользоватся советами из данного поста.

Обычно функций в любительских камерах также с головой.

Проблемы при съемке на фоне заката

Основной сложностью съемки на фоне заката является наличие сильного контрового света. Под контровым светом я подразумеваю солнце, которое садиться на заднем фоне и светит прямо в объектив. Ни в одном автоматическом режиме вы не получите хороший кадр.

Снимая просто в режиме Auto, камера автоматически включит вспышку (что в принципе неплохо), но при этом автоматический уровень экспозиции сделает закат не таким сочным как хотелось бы.

А если снимать без вспышки, то лицо человека выйдет совершенно темным, без вспышки нам не обойтись.

Для того, что бы получить действительно хороший портрет на фоне заката желательно переключить камеру в полуавтоматический режим A (про режимы схемки я писал тут).

Далее необходимо открыть диафрагму до минимального (или почти минимального) значения, на китовых объективах это значение f3,5 (при зумировании это значение может увеличиться до f5,6, это нормально). Далее делаем пробный кадр.

Если результат вас не устраивает помогаем камере при помощи этой кнопки (обведено красным):

Экспокоррекция

Если фото выходит светлым, то уводим значение в минус, если же наоборот фото темное, то идем в плюс.

Важно

Важно! Для того, чтобы фото не оказалось смазанным нужно постоянно наблюдать за значением выдержки. Если вы снимаете людей, то выдержка должна быть 1/100 и короче (1/160, 1/200, 1/250 и т.д.

), если же выдержка будет 1/60, 1/30, то большая вероятность появления шевеленки.

Если выдержки находиться на низких значениях вам достаточно просто поднять значение ISO, обычно достаточно сделать ISO 400 ну или максимум 800.

Иногда, если закат еще не на финальной стадии, можно обойтись и без вспышки. Вот например фото с колеса обозрения.

Объективы и фотоаксессуры по выгодным ценам на Aliexpress.

Пример фотографии на фоне заката без вспышки

В данном случае мне пришлось хорошенько доработать фотографию при помощи Lightroom, потому как лица были в тени. Здесь есть инструкция по обработке фотографий в Lightroom.

Если же закат уже потемнел, то придется использовать вспышку. Для любительской съемки будет достаточно и встроенной вспышки, для более продвинутых фотографов лучше использовать внешнюю вспышку.

Продолжаем настройку камеры. После того, как вы выставили значение диафрагмы, проверили выдержку и настроили экспозицию при помощи пробных кадров включаем вспышку. В настройках камеры нужно обязательно выбрать для вспышки режим М, и поставить значение 1/16 или 1/8 (либо другое значение).

Чем ближе вы находитесь к объекту съемки, тем слабее понадобиться вспышка. Если же вы снимаете большую компанию и стоите в 5-ми метрах от них, то вспышка нужна будет ярче. После пробного кадра смотрите на лица людей на фото, если их яркость сбалансирована, то смело продолжайте съемку.

Пример фотографии на фоне заката со вспышкой

Вот как была настроена камера при съемке этого кадра:

  • диафрагма: f6.3
  • выдержка: 1/125
  • ISO: 250
  • Экспокоррекция: (-0,3)
  • Фокусное расстояние: 50mm.
  • Расстояние до объекта (до меня =)) 1,7 метра.

Как фотографировать закат солнца

Ну раз мы обсудили как фотографировать портреты людей на фоне солнца, то думаю можно и рассмотреть как же настраивать камеру при съемке пейзажа с закатом.

Съемка пейзажа отличается от съемки на фоне пейзажа тем, что необходимо закрыть диафрагму до значения 7,1 и более (8,0, 9,0 и т.д.). Закрытая диафрагма сделает картинку более резкой во всех частях кадра.

Использовать вспышку для съемки пейзажа конечно не стоит.

Вот что у меня получилось во время той же прогулки. Под каждой фотографией я укажу параметры съемки.

Настройка камеры для фото 1

  • диафрагма: f5.6
  • выдержка: 1/4000
  • ISO: 320
  • Экспокоррекция: -0,3
  • Фокусное расстояние: 27mm

Настройка камеры для фото 2

  • диафрагма: f7.1
  • выдержка: 1/4000
  • ISO: 320
  • Экспокоррекция: -0,3
  • Фокусное расстояние: 18mm

Настройка камеры для фото 3

  • диафрагма: f6.3
  • выдержка: 1/1000
  • ISO: 250
  • Экспокоррекция: -0,3
  • Фокусное расстояние: 46mm

Поскольку снимать с лодки было немного неудобно я так и не настроил камеру как следует. Как я писал выше, оптимально закрывать диафрагму увеличивая ее значение до f10.0 и более.

Все снимки, которые вы видите в данном посте обработаны в программе Lightroom. Не ленитесь делать свои фотографии красивее при помощи специального программного обеспечения. Если фото можно сделать лучше, то почему бы это не делать?

(4 голоса, оценка: 5.00 из 5)
Loading…

Источник: http://gendolf.info/kak-fotografirovat-na-fone-zakata/

Фотографируем закаты

Закат солнца – один из самых красивых сюжетов. Благодаря разнообразию цветов, глубокому освещению и вычерченным формам фотографии могут произвести на зрителя сильное впечатление. От вас потребуется лишь немного усилий и разумное планирование места и времени съёмки.

Тем не менее, снимки могут вас разочаровать. Картинка может отличаться от той, которую вы видите глазами. Почему-то цвета на изображениях искажаются и тускнеют, либо снимки получаются невыразительными из-за «шаткой» композиции.

Поэтому мы разработали руководство по фотографированию закатов. Мы предложим вам несколько идей, которые помогут вам правильно построить кадр, выбрать подходящие настройки фотоаппарата и, тем самым, передать всё богатство и насыщенность цветовой палитры.

У большинства из нас появляется сильное желание запечатлеть закат, когда мы видим его впервые. Вместо того, чтобы мгновенно реализовать своё желание, ведь условия съёмки непрерывно меняются, сделайте паузу и потратьте какое-то время на подготовку.

Выбор фокусного расстояния и точки съёмки существенно влияет на восприятие зрителем итогового изображения. Съёмка «на широком угле» позволит охватить большую часть неба. Однако, с точки зрения восприятия снимка такое решение, скорее всего, будет малоэффективным.

Применение объектива с большим фокусным расстоянием и вдумчивый выбор точки съёмки – выполнение обоих условий помогут вам получить более качественный результат. Солнце будет занимать большую часть кадра. Также, вы сможете задействовать в композиции формы снимаемых объектов.

Совет

Вашей основной задачей в настройке фотоаппарата является передача цветов такими, какими вы видите их глазами, а не такими, какими они должны быть по «мнению» фотоаппарата.

Также, вам потребуется настроить экспозицию с учётом специфических условий освещения. В таких условиях фотоаппарат может интерпретировать интенсивность освещения «по-своему». В итоге, картинка может отличаться от той, которую вы ожидаете получить. За подробностями обратитесь к нашей статье «Распространённые проблемы фотографии».

Прежде чем начать…

Во введении мы упомянули о правильной цветопередачи, которая достигается выбором баланса белого и настройкой контраста, насыщенности цветов, тонирования и детализации.

Также, вам следует позаботиться о чувствительность сенсора (ISO). Не доверяйте автоматике выбирать чувствительность (режим Auto ISO), если вы снимаете со штативом. В этом случае нет необходимости фотографировать со значением ISO, отличным от базового (обычно, 100 ISO).

Повышение чувствительности ведёт к ухудшению качества изображения. Если вы фотографируете «с рук», режим Auto ISO, наоборот, может быть более приемлемым выбором.

Потому что интенсивность освещённости во время заката может быстро меняться, автоматика скомпенсирует эти изменения.

Съёмка закатов. Полное руководство

Шаг #1. Первые пробы

Условия съёмки изменяются быстро, поэтому сделайте несколько «пристрелочных» кадров, не тратя время на тщательную настройку.

Сюжет выше мы запечатлели с помощью широкоугольного объектива, установив минимально доступное фокусное расстояние.

Мы подошли вплотную к старому деревянному маяку и, наклонив объектив вверх, получили лёгкий драматичный эффект. Однако, маленькое изображение солнца теряется на обширном заднем плане.

Шаг #2. Выберите подходящее фокусное расстояние

Более удачный снимок мы создали, когда отошли подальше от маяка и выбрали большее фокусное расстояние, чем в первом случае.

На фотографии маяк сохранил пропорции, его стены остались прямыми, потому что нам не пришлось поднимать объектив вверх. Также, изображение маяка сохранило масштаб. А задний план теперь охватывает значительно меньший по площади кусок неба.

Поэтому солнце занимает большую площадь в кадре. Как следствие, оранжевое свечение стало более заметным.

Шаг #3. «Поиграйте» с балансом белого

Если вы оставите неизменными, по умолчанию (AWB), настройки баланса белого, то можете столкнуться с появлением цветового отлива на снимках.

Чтобы запечатлеть цвета такими, какими вы их видите глазами, установите значение параметра «Баланс белого» (White Balance) равным «Солнечный свет» (Direct Sunlight).

Если хотите получить более тёплые, жёлто-оранжевые тона, выберите значение «Свет, рассеянный облаками» (Cloudy).

Шаг #4. Примените стили изображения (Picture Control/Picture Styles)

Посмотрите, что предлагает вам соответствующее меню в вашем фотоаппарате. Значение «Стандартный стиль» (Standard) позволяет точно (в соответствии с тем, как вы видите снимаемую сцену глазами) передать цвета на снимках.

Значение «Яркие цвета» (Vivid) приводит к усилению насыщенности и повышению контрастности. Лучше всего фотографировать в формате RAW (NEFCR2) вместо JPEG.

Тогда вы обеспечите себе возможность настроить баланс белого и цветопередачу позже, на этапе обработки.

Шаг #5. Покажите фактуру солнца

В съёмке закатов трудности могут возникнуть с выбором экспозиции, поэтому отслеживайте результат по экрану фотоаппарата сразу после того, как сделали «щелчок».

Если солнце находится вдалеке от уровня горизонта, то интенсивность свечения будет высокой. В этом случае попробуйте спрятать солнечный диск за каким-то предметом, расположенным на ближнем плане. Мы задействовали для этой цели маяк. Вы по-прежнему запечатлеете красивые «закатные» цвета, но без свечения, разливающегося по всему небу.

Шаг #6. Фотографируйте солнце

Если вы хотите включить в кадр неприкрытое солнце и его свечение, подождите пока оно сядет. Чем ближе оно к горизонту, тем меньше интенсивность солнечного свечения. Внимательно управляйте экспозицией. Из-за специфических условий съёмки система экспозамера, встроенная в фотоаппарат, может работать не так, как вы ожидаете. Поэтому будьте готовы корректировать экспозицию.

Шаг #7. Выберите подходящий режим экспозамера

Попробуйте использовать центро-взвешенный замер экспозиции (Centre-weighted). Он работает проще, чем матричный замер (Matrix), больше подвержен влиянию светлых областей в кадре, что в данном случае – то, что нужно.

Постарайтесь добиться такой экспозиции, чтобы краски неба и солнца были хорошо видны, а от объектов на переднем плане, как менее освещённых, остались лишь силуэты.

Попробуйте воспользоваться точечным замером экспозиции (Spot), если хотите настроить «светлоту» снимка относительно определённой точки кадра.

Шаг #8. Вычислите точное положение солнца

Секрет успешно запечатлённых закатов заключается в том, чтобы находиться в нужном месте в нужное время.

Если вы пользуетесь мобильными устройствами, установите специальную программу – «солнечный калькулятор».

С помощью неё вы сможете узнать точное время восхода и захода солнца в заданной точке планеты в определённый день. Например, подойдёт программа LightTrac доступная для iOS и Android устройств.

Приходите на место съёмки заранее, чтобы располагать временем для подготовки.

Источник: https://photo-monster.ru/lessons/read/fotografiruem-zakatyi.html

Рассвет, закат: особенности фотосъемки, режимы камеры

На тему фотосъемки рассветов и закатов в интернете существует много статей, но не смотря на такое изобилие информации, у некоторых начинающих фотографов все же остаются вопросы по этой теме.

Если вы из числа тех, кого привлекают снимки восхода и заката солнца; кто хочет узнать что нужно для того, чтобы получить интересные кадры; какие настройки и режимы камеры использовать, в этой статье я раскрою некоторые важные моменты данного вида фотосъемки, которые на первых порах помогут вам избежать многих ошибок.

Для фотосъемки рассветов/закатов нам понадобится:

Как видим, не так уж много надо для фотосъемки рассвета/заката.

Настройка фотокамеры, режим съемки

Режим «А» — приоритет диафрагмы

Если ваша фотокамера способна работать в режиме «А» — приоритет диафрагмы, установите этот режим управления экспозиции.

Баланс белого (ББ) можно установить «Cloudy» (Пасмурно), или включить автоматический режим ББ, — не имеет значения, так как мы снимаем в RAW.

Если мы снимаем в режиме RAW, при конвертации, мы сможем установить оптимальный ББ для того или иного снимка, что существенно облегчает работу фотографа при постобработке исходных файлов в редакторе Photoshop.

Центрально-взвешенный замер экспозиции

Режим замера экспозиции устанавливаем центрально-взвешенный. Замер экспозиции делаем не далеко от солнца (на оранжевом спектре), но не на самом солнце. Если солнца нет, замер делаем вблизи оранжевого спектра зарева, но не на ярком участке, — на участке нейтральной яркости свечения. Обычно эта зона находится немного выше линии горизонта.

Чувствительность ISO

Значение чувствительности ISO на камере устанавливаем наименьшее. Как правило, это — ISO 100. Но если ваша фотокамера поддерживает еще меньшие значения, например, ISO 50 — установите его.
Запомните, чем ниже значение ISO, тем меньше шума в полутонах, следовательно, выше техническое качество снимка.

Режим задержки срабатывания затвора

Также следует установить в меню камеры режим задержки срабатывания затвора (если такой имеется). Чтобы избежать шевеленки во время экспонирования, можно воспользоваться автоспуском с задержкой на 5 сек.

Все эти приемы, в сочетании с применением устойчивого штатива, дадут высокую четкость изображения при длительной выдержке, которая может быть достаточно продолжительной: от доли секунды (фото выше), до нескольких секунд (фото в начале статьи).

Именно по этой причине рекомендую использовать задержку затвора и автоспуск, чтобы получить технически качественный снимок.

Читайте также:  10 интересных идей для развлечений с реальных свадеб

Средние значения диафрагмы

В режиме «А» — приоритет диафрагмы, выдержка при съемке определяется автоматически, следовательно, мы устанавливаем только необходимую диафрагму, например, 8f. Диафрагма может быть какой угодно, но все же лучше устанавливать средние значения.

Например, если ваш объектив обладает светосилой 1:2f — 1:16f, среднее значение будет составлять 1:7f — 1:8f. Используя средние значения светосилы, мы используем максимальное разрешение объектива, значит снимок также будет обладать высокой детализацией.

Зарево восходящего солнца

Кто рано встает, тому..

Чтобы запечатлеть рассветное зарево, необходимо прибыть на место съемки за 15-20 минут до начала рассвета. Рассветное зарево в летний период начинается, примерно, с 4:10 до 4:30 часов утра (фото выше). В 5 часов утра солнце уже довольно высоко (фото ниже).

Съемка зарева заходящего солнца

Так же как и рассветное зарево, после заката солнца наступает стадия закатного зарева. Закатное зарево длится немного дольше чем рассветное, но не стоит мешкать со съемкой, чтобы не упустить интересный момент состояния атмосферы, см. фото ниже.

Одушевленный солнечный закат

Если включить в композицию силуэты животных, см. фото ниже, такой снимок становится одушевленным — живым. Одушевленный пейзаж выглядит естественно, наполняя снимок безмятежностью и теплотой, подчеркивая взаимосвязь фауны и флоры. При компоновке кадра, следите за расположением объектов в кадре, для получения сбалансированной композиции.

Композиция

Солнце не обязательно должно быть по центру, как в данном снимке. Оно может быть немного смещенным в сторону. Но в таком случае, для сбалансированной композиции необходимо в противовес главному объекту расположить второстепенные объекты с противоположной стороны.

Одушевленный пейзаж

Немного отступая от главной темы этой статьи, хочу сказать несколько слов о одушевленном пейзаже в котором не присутствует живое существо, то есть, в одушевленном пейзаже могут не присутствовать непосредственно живые существа, их присутствие на фотографии может быть косвенным.

Например, на этом пейзаже, см. фото справа (кликните по картинке для увеличения), на первый взгляд, нет никакого живого существа, но этот пейзаж можно отнести к разряду одушевленных пейзажей, так как его одушевляют заячьи следы, тем самым связывая данный пейзаж с живым существом, в данном случае — зайцем.

Однажды, добравшись на место съемки, я увидел что с моря надвигается шторм. Ветер усилился так, что капли морской воды в перемешку с песком долетали до меня. В то утро я рискнул сделать всего лишь один кадр (фото ниже), и поспешил обратно домой.

Обратите внимание

Где-то на пол пути, буря таки догнала меня. Началась ужасная гроза. Мелкими перебежками я добрался до какого-то пансионата, который, возможно, спас меня от удара молнии, — спасибо вахтеру.

В такое время все нормальные люди видят сладкие сны, и только некоторым чего-то не спится 🙂

Откровенно говоря, съемка рассвета для меня — это каждый раз маленький тест на профпригодность. Я люблю спать до обеда, и встать задолго до рассвета дается мне ой как не просто. Но пересилив лень и желание поспать, я снова спешу на фотосъемку, потирая глаза и спотыкаясь о сугробы. Всем желаю больше удачных снимков. Спасибо за внимание.

Еще по данной теме:

Источник: http://profoto.lviv.ua/foto-semka/rassvet-zakat-osobennosti-fotosemki.php

Как фотографировать закат: советы от профи

Лето – идеальная пора для съемки заката. И хоть закаты не снимает только ленивый, по-настоящему волшебные кадры получаются у единиц. Какие приемы сделают ваши кадры ярче, прямо сейчас в нашем материале.

Photo by Yan L

#1. Выбирайте локацию заранее. Чтобы понять, куда закатится солнце (за море или за горы), нужно прийти на место за день до съемки.

Но если это автотур, и ты едешь по местам, в которых ты никогда раньше не был, можно воспользоваться программой sunsurveyor.com, которая показывает, как движется солнце по земному шару и в каждой конкретной точке земли.

Приезжайте на место за пару часов до съемки, чтобы выбрать удачную точку съемки и установить штатив еще до того, как солнце закатится за горизонт.

#2. Ознакомьтесь с прогнозом погоды. Закатное солнце дает потрясающий свет и цвет. Лучше, чтобы на небе не было «софтбокса» из облаков. Тут он будет лишним. Выбирайте или небольшую облачность, или чистое небо.

#3. Почистите технику. Протрите объектив и проверьте, чтобы на нем не осталось капель или пылинок, которые могут превратить процесс постобработки в сущий кошмар, а то и свести на нет все старания по созданию шедевра.

Советы по настройкам

#4. Прикрывайте диафрагму. Использование максимальных значений диафрагмы (например, f/22 или f/32) даст четкую прорисовку лучей и эффект звезды. Лучей будет ровно столько, сколько лепестков в диафрагме вашего объектива.

Photo by Chip Phillips

#5. Недоэкспонируйте кадр. Затемнение кадра позволит сделать цвета более насыщенными и глубокими. Затемнить кадр можно разными способами: установить отрицательные значения экспозиции, либо уменьшить значение выдержки, либо увеличить значение диафрагмы – это можно сделать в приоритетах или в мануальном режиме.

#6. Переключайте режимы. Когда солнце еще в небе, фотографируйте на режиме приоритета диафрагмы, компенсируя экспозицию. А когда солнце зайдет, переключайтесь на ручной режим, так как встроенный экспонометр в условиях плохой освещенности не всегда работает корректно.

#7. Скорректируйте баланс белого. Выберите режим «Тень», и тогда у вас выйдут теплые золотистые тона даже в том случае, если закат тусклый и непримечательный.

#8. Снимайте HDR. Добиться необычайной красочности заката помогает съемка нескольких кадров с различной экспозицией и последующая склейка этих кадров в фотошопе.

Когда в природе большой контраст (яркое закатное небо и тусклая земля), камера не понимает, как правильно отображать изображение.

Выставив экспозицию сначала по небу, а потом по земле или воде, а потом склеив эти кадры, можно получить насыщенный пейзаж с одинаково хорошо проработанными участками кадра.

Photo by by Paul Emmings Photography

#9. Используйте формат RAW. В отличие от JPEG, RAW прощает вам легкие ошибки, которые еще можно будет исправить при обработке. Правда, на их исправление потребуется потратить свое время. Но если вы снимаете в JPEG, у вас уже не будет шанса вытянуть цвета и удалить шумы.

#10. Не задирайте ISO. На закате света становится меньше, чем в полдень, но это не повод повышать светочувствительность выше 800. Иначе на фото появится цифровой шум, который будет сложно исправить в редакторе, если вы снимали не в RAW. Однако это не касается профессиональных камер с полноформатными матрицами, которые отлично справляются с шумами даже при ISO 3200.

Photo by Aleksandr Pietrosian

#11. Пользуйтесь гистограммой.Необходимо учитывать разные условия освещенности. Когда солнце светит ярко, изображение на экране фотоаппарата может казаться темнее, чем на самом деле. Но когда солнце закатилось за горизонт, картинка может казаться ярче, чем есть на самом деле. Поэтому лучше не доверять экрану, а пользоваться гистограммой.

#12. Меняйте стиль съемки. Если вы все же снимаете в формате JPEG, необходимо использовать режим съемки пейзажа picture style (Canon) или picture control (Nikon). Он позволит получить более яркие, контрастные и насыщенные снимки.

Советы по фототехнике

#13. Используйте штатив. Если вам захочется использовать выдержку подольше, чтобы передать движение воды или пропустить больше света на матрицу фотоаппарата, вам потребуется штатив. Закатные пейзажи лучше снимать именно со штатива.

#14. Выравнивайте горизонт по уровню. Фото заката обычно передает спокойствие и умиротворение, здесь нет места заваленному горизонту. Поэтому используйте специальный пузырьковый уровень для штатива и ориентируйтесь по пузырьку при выставлении триноги на поверхности земли.

Photo by Haakon Nygaard

#15. Не пользуйтесь фильтрами. Поляризационный фильтр не поможет насытить цвета заката. Снимите даже УФ-фильтры, ведь дополнительный плоский, даже сверхтонкий кусок стекла, снижает насыщенность. При фотографии заката – это неприемлемо.

#16. Снимите очки. Даже если у вас плохое зрение и вы носите очки с напылением для затемнения. Иначе вам будет казаться, что снимки становятся все темнее и темнее, вы не сможете четко выставить экспозицию.

#17. Прихватите отражатель. Чтобы снять портрет на фоне заката, вам нужно будет подсветить лицо. Это можно сделать отражателем, чтобы лицо не провалилось в тень.

#18. Используйте накамерную вспышку с синхронизатором. Встроенную вспышку использовать не стоит, чтобы не убить объем в кадре.

Поэтому лучше всего при съемке портрета на закате снять вспышку с камеры, а в горячий башмак вставить синхронизатор.

Тогда вспышку вы сможете использовать как боковой свет, который прорисует объемы и поможет сделать красивый портрет в лучах закатного солнца.

#19. Возьмите портативный свет. Дополнительный источник постоянного света поможет подсветить модель, когда солнце закатится за горизонт. Это не маст хэв на закате, но в пасмурную погоду как найдете.

#20. Используйте различные объективы.Если вы хотите, чтобы солнце и все объекты в его лучах были крупными, используйте телеобъектив. Если хотите передать масштаб и вобрать весь простор в кадр, берите широкоугольный объектив.

Советы по композиции

#21. Не располагайте линию горизонта посреди кадра. Если закат особенно красив, отведите небу две трети кадра, а если красок не хватает, то разместите горизонт в верхней трети, отведя больше внимания земле.

#22. Не отрезайте голову. Когда снимаете людей на фоне заката, следите, чтобы линия горизонта располагалась в районе груди или живота, но не проходила по шее человека. 

#23. Не зацикливайтесь на солнце. Не стоит делать акцент только на солнце, ведь на закате происходит столько всего интересного! Ищите машины, дома, витрины, людей, животных, которые смогут стать героями ваших закатных фото.

#24. Создайте объем за счет переднего плана. Просто найдите что-то интересное и включите объект в композицию. Колоски, цветы или листья на переднем плане добавят глубины в кадр.

Photo by Salim Waguila

#25. Создайте силуэты на переднем плане. Хороший силуэт получится, если элементы сюжета имеют узнаваемую форму. Следите только за тем, чтобы черный силуэт занимал не слишком большую часть кадра.

Photo by Dominik Astrodi

#26. Ждите подходящие облака. Идеальными условиями для закатной фотографии является переменная облачность. Облака на небосклоне будут подсвечиваться лучами заходящего солнца и послужат прекрасным дополнением в сюжете.

Photo by Elia Locardi

#27. Держите фокус в одной трети от нижней границы кадра. Не увлекайтесь фокусировкой на облаках. 

#28. Оглянитесь!Иногда пейзаж, который находится за спиной, может быть лучше, чем сам закат. Но его легко пропустить, потому что фотографы обычно слишком заняты заходом солнца. Закат хорош тем, что окрашивает в теплый, легкий и изумительный по своей красоте свет повседневные сцены жизни. 

#29. Ищите отражения.Стеклянные витрины, окна машин, лужи – все это может давать чудесные отражения.  Можно с успехом воспользоваться неподвижной зеркальной поверхностью воды для получения крутых закатных фото.

Photo by José Ramos

#30. Не спешите.Через 25 после того, как солнца спрячется за горизонт небо вновь загорается яркими красками. Фотографы считают именно эти минуты самыми красивыми закатными мгновениями.

Кстати, на курсе PRO-фотографии целое занятие посвящено именно съемке на закате. И ведет его Виталий Шохан.

Поделиться в социальных сетях1832

Источник: https://www.blenda.by/blog/kak-fotografirovat-zakat-30-sovetov-po-semke-na-zakate/

Как снимать рассветы и закаты

Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. ISO200 50мм f/11 10с

Все мы много раз в жизни видели рассветы и закаты. Порой солнце робко подсвечивает лишь несколько отдельных облачков или полоску над горизонтом.

Порой загорается всё небо от края до края, и сердце замирает от изумления. Каждый, кто пытался запечатлеть на свою камеру такие моменты, знает, насколько сложно передать всю красоту заката.

В этой статье я попытался систематизировать знания, необходимые для успешной съёмки рассветов и закатов.

Фазы режимного времени

Сам по себе закат длится обычно всего несколько минут, и является частью так называемого «режимного времени», когда солнечный свет наиболее мягкий и благоприятный для съёмки сюжетов с естественным освещением. Рассмотрим основные фазы режимного времени. Для простоты я буду говорить только про закаты, для рассветов всё аналогично, только фазы режимного времени идут в обратном порядке.

Как известно, полуденный свет — белый, очень жёсткий (если рассматривать летнее время на средней широте). По мере того, как солнце приближается к горизонту, его лучи проходят всё большую толщу атмосферы, и свет постепенно становится теплее.

Момент, когда свет существенно меняет свою температуру по сравнению с полуднем, можно считать началом режимного времени. Как правило, это примерно час до захода солнца. Это время хорошо подходит для съёмки сюжетов, в которых главный объект (например, горная вершина или здание) освещён со стороны.

Свет ещё достаточно яркий, так что можно снимать с рук, если вы забыли прихватить с собой штатив.

Главное здание МГУ (Москва), освещённое со стороны мягким светом восходящего солнца. ISO100 12мм f/11 1/2.5с, панорама из 2 горизонтальных кадров

Далее свет становится всё теплее — сначала оранжевым, потом красным, а потом чёрным (когда солнце заходит за горизонт).

Зайдя за горизонт, наше светило перестаёт освещать земные объекты, зато может очень эффектно подсветить облака. Это время для съёмки в контровом свете, когда камера направлена примерно туда, где зашло солнце.

Света уже мало, с рук снимать ещё можно, но получить при этом резкий кадр достаточно сложно.

После заката, когда облака «гаснут», наступают сумерки. Обычно это время ничем не примечательно.

Света совсем мало и выдержка может достигать десятков секунд (особенно при использовании фильтров), что делает невозможной съёмку с рук. Но не спешите сворачивать свою технику.

Потому что иногда в сумерках начинается настоящее волшебство — вода в озере успокаивается, небо начинает тлеть фиолетовым светом, и кажется, что всё вокруг наполняется необыкновенным спокойствием и гармонией.

Вечерние сумерки на Среднемультинском озере, Алтай. 30-секундная выдержка позволила сгладить небольшую рябь на воде, сделав работу более спокойной. Цвета настоящие. ISO200 20мм f/8 30с, панорама из 2 горизонтальных кадров

Особенности съёмки в режимное время

Одной из основных проблем при съёмке в режимное время является нехватка света. Как следствие, при съёмке с рук многие кадры могут получаться нерезкими из-за «шевелёнки».

Ситуация осложняется при использовании светофильтров (например, поляризационного или градиентного фильтров), которые могут увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Единственное эффективное решение проблемы — использовать штатив.

Если штатива нет, можно попробовать положить камеру на какую-нибудь твёрдую поверхность; например, так снята следующая панорама (здесь камера лежала на гранитной плите):

Панорама заката в Парке Победы (Москва), отражение в гранитной плите.

Основная проблема при съёмке закатов и рассветов — большой динамический диапазон (ДД) снимаемой сцены. ДД зависит от направление съёмки: максимальный в контровом свете (камера направлена на заходящее солнце) и минимальный в противоположном направлении.

Современные зеркальные камеры, как правило, легко справляются с ДД сцены при съёмке сюжетов с боковым освещением. Но для этого вам нужно снимать в RAW и уметь точно выставлять экспозицию.

Формат RAW хранит значительно больше информации (по сравнению с JPG, например) и позволяет в некоторой степени «вытянуть» небольшие пересветы и недосветы при обработке.

Ошибка в определении экспозиции может привести к потере информации и появлению на снимке серьёзных «недосветов» или «пересветов», даже при съёмке в RAW. Поэтому я рекомендую снимать в ручном режиме (M), чтобы избежать ошибок автоматики камеры.

В этом нет ничего сложного. Ставите камеру на штатив; выставляете минимальное значение ISO; выставляете такую диафрагму, чтобы хватало глубины резкости (как правило, f/5.6…f/11); выставляете выдержку по автоматике камеры.

Даже в ручном режиме в зеркальных камерах работает автоматический экспозамер — загляните в видоискатель и вы увидите полоску с цифрами -3,2,1,0,1,2,3+, а над ней риску, — это и есть экспонометр (в вашей камере он может выглядеть по-другому):

Совет

Если риска над «0», то выставленная вами выдержка совпадает с той, что выбрала автоматика камеры. Если риска смещена в сторону отрицательных/положительных чисел, то камера считает, что выдержка слишком короткая/длинная соответственно. Вначале выставляете выдержку таким образом, чтобы риска была над «0».

Затем делаете тестовый кадр и смотрите на его гистограмму. Если гистограмма сильно смещена влево, то увеличиваете выдержку, если вправо — то уменьшаете. Делаете следующий тестовый кадр и снова смотрите на гистограмму. И так до тех пор, пока вы не получите кадр с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов.

Более подробно о гистограмме можно почитать, например, здесь.

Не забывайте следить за гистограммой отдельных каналов! При съёмке в режимное время может быть пересвет (клиппинг) в отдельных каналах при отсутствии пересветов по яркости. Это приводит к искажению цветопередачи. При съёмке закатов/рассветов часто бывает клиппинг в красном канале, в сумерках – в синем канале.

Пример клиппинга в красном канале при незначительном общем пересвете

Съёмка с брекетингом

В случае контрового света ситуация с динамическим диапазоном как правило сложнее.

Может получиться так, что при любой выдержке в кадре есть пересветы или недосветы — камера не справляется со слишком большим динамическим диапазоном. В этом случае можно снимать с брекетингом по экспозиции.

В качестве примера, приведу исходные кадры показанного выше заката, снятые с выдержкой 1/80, 1/40, 1/20, 1/10 и 1/5 с:

Здесь в верхних кадрах есть недосветы, а в нижних — пересветы. Я совместил эти кадры, наложив их в виде слоёв с масками в Photoshop, так что в итоговой работе (см. выше) нет ни пересветов, ни недосветов. Этот метод называется «тонмаппинг», о нём я подробно расскажу в одной из будущих статей.

Съёмка с брекетингом может быть полезна, даже если вы не умеете делать тонмаппинг. Если вы немного ошиблись при определении выдержки, вы всегда можете быть уверены, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с верной выдержкой. Кроме того, возможно в будущем вы научитесь делать тонмаппинг, и тогда сможете вернуться к снятому ранее закату.

Съёмка с градиентными фильтрами

В некоторых случаях ДД сцены можно уменьшить, используя градиентные фильтры.

Градиентные фильтры Singh-ray (4×6”)

Такие фильтры позволяют притемнить часть изображения. Например, если верхняя часть изображения значительно светлее нижней части:

 При съёмке без фильтра значительная часть неба получилась пересвеченной

то с помощью градиентного фильтра можно притемнить верхнюю часть, так что на снимке не будет пересветов:

Для съёмки этого кадра использовался нейтрально серый градиентный фильтр на 3 стопа с мягкой границей. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 20мм f/11 1/15с

Наиболее качественные (и дорогие) прямоугольные градиентные фильтры делает Singh-ray, очень хорошие – Lee, неплохие – Hitech.

Обратите внимание

К сожалению, их практически невозможно приобрести в России. Хорошие фильтры отличаются от дешёвых нейтральностью и качеством изготовления.

Например, фильтры Singh-ray практически полностью нейтральные; Hitech имеют небольшой фиолетовый оттенок, заметный при съёмке днём в пасмурную погоду; доступные в России фильтры Cokin имеют паразитный оттенок, заметный почти во всех сюжетах, кроме закатов и рассветов.

Градиентный фильтр в ряде случаев позволяет снять сцену одним кадром, без брекетинга. В этом вся прелесть таких фильтров: одно нажатие на кнопку затвора, минимум обработки, и в результате получается очень естественная фотография.

Тем не менее, градиентные фильтры не являются панацеей. В случае более-менее сложной границы между тёмными и светлыми областями сцены, градиентник затемнит не только светлую область, но и тёмную.

Это хорошо видно на приведённых в этом разделе снимках, где вместе с небом градиентник затемнил и горы.

Если вы не знаете с чего начать, купите один нейтрально серый градиентный фильтр на 2 стопа с мягкой границей (см. левый фильтр на фото выше).

Он будет полезен в 90% сюжетов, и при этом не будет виден на снимках (в том смысле, что снимок будет смотреться совершенно естественно).

Фильтры на 3-4 стопа нужны значительно реже, и с ними можно легко переборщить, слишком сильно затемнив верхнюю часть кадра. Фильтры на 1 стоп, как правило, совершенно бесполезны.

Солнце в кадре

Фотография раннего утра или позднего вечера может стать значительно интереснее и динамичнее, если включить солнце в композицию. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать ваш кадр лучше.

  • Чтобы получить длинные лучики, нужно зажать диафрагму до f/22. Чем сильнее зажата диафрагма, тем длиннее лучики. Количество лучиков будет равно количеству лепестков диафрагмы в вашем объективе.
  • Если солнце в кадре, то бленда вам ничем не поможет, её можно снять.
  • Любые дефекты или грязь на оптике приводят к появлению большого количества паразитных бликов. Поэтому лучше снять все фильтры с объектива и убедиться, что передняя линза чистая.
  • Даже без фильтров могут быть блики, вызванные внутренними переотражениями в объективе. От них можно избавиться, поставив камеру на штатив и сделав два кадра: один обычный, а второй с закрытым пальцем солнцем:

Если закрыть солнце пальцем, то паразитные блики в нижней части кадра исчезают

Затем в Photoshop можно наложить один кадр на другой с маской, избавившись таким образом от бликов:

Рассвет на реке Поперечная Мульта, Алтай (в этом месте река течёт под камнями). Здесь наложено два кадра с одинаковой экспозицией (см. выше) для избавления от бликов. Затем наложен кадр с меньшей выдержкой для избавления от пересветов в небе. Все кадры сняты на f/22, когда солнце только выглянуло из-за горы. ISO100 20мм f/22 0.

Тут есть одна сложность — солнце может значительно снижать контраст всего кадра в целом, а поэтому простое наложение кадров не получится, т.к. они будут сильно различаться по контрасту.

Этой проблемы можно избежать, если снимать в момент захода солнце за какой-нибудь объект (например, за дерево, гору или здание), когда большая часть солнечного диска закрыта этим объектом. Тогда наложение пройдёт безболезненно.

Момент равновесия

Съёмка заката в городе имеет свои особенности. Большой город полон источников света — подсветка зданий, фонарные столбы, свет автомобильных фар, — и этот свет можно использовать, чтобы делать наиболее эффектные кадры. По мере захода солнца его свет постепенно ослабевает, освещение в городе при этом постепенно включается.

Когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются (30-45 минут после захода солнца), наступает момент равновесия – оптимальное время для съёмки заката в городе. Это равновесие длится недолго, 5-10 минут. В это время динамический диапазон сцены минимальный, так что можно снимать без брекетинга по экспозиции.

Закат, 20 минут до момента равновесия, городская подсветка только начинает включаться. Из-за большого ДД значительная часть снимка получилась недоэкспонированной. ISO200 90мм f/11 4минВ момент равновесия яркость естественной и искусственной подсветок уравнивается, ДД сцены минимален. Здесь один кадр, без брекетинга. ISO200 100мм f/16 2мин

Композиция

О композиции можно говорить много, это обширная тема, достойная отдельной статьи. Съёмка заката и рассвета не является особенной, здесь работают обычные правила построения композиции. Тем не менее, стоит рассмотреть распространённые ошибки.

Каким бы шикарным не был закат, не стоит делать небо главным объектом кадра. Главный объект должен быть земным, а закат должен лишь дополнять кадр, подчёркивая красоту этого объекта. Представьте, что заката нет, а вместо него — чистое голубое небо; кадр при этом должен остаться интересным, пусть и менее эффектным.

Распространённый среди любителей сюжет: снизу море, сверху закат. Как бы это не было красиво, сюжет крайне избитый. Совет тут простой — включите в композицию передний план, например, камни на берегу, пирс, лодку — что угодно, что кажется вам лично интересным. Направьте камеру так, чтобы горизонт был выше середины кадра — так вы акцентируете внимание на переднем плане, а не на закате.

Передний план делает фотографию значительно более выразительной. Озеро Светлое, природный парк Ергаки, Красноярский край. ISO100 24мм f/16 3.2с

При съёмке силуэтов в контровом свете силуэт не должен доминировать — его площадь не должна превышать 30-40% кадра. Разумеется, форма силуэта должна быть интересной сама по себе.

Заходящее солнце за тремя шпилями: два кремлёвских и один гостиницы Украина. Один кадр, без обработки. ISO200 300мм f/8 1/4000с

Подготовка к съёмке

Рассмотрим, как можно подготовиться к съёмке в режимное время. Допустим, что сейчас месяц май, и вы захотели сделать снимок московского Кремля в режимное время.

Для начала нужно изучить выбранный объект: найти его фотографии в Интернете и/или приехать в центр Москвы в любое удобное время и обойти его со всех сторон, выбрав интересные ракурсы.

В случае Кремля один из самых эффектных (и популярных) ракурсов получается при съёмке с Патриаршего моста.

После того, как мы выбрали точку съёмки, открываем программу The Photographer’s Ephemeris и смотрим, годится ли эта точка для съёмки в режимное время. Ищем Патриарший мост на карте и ставим на него маркер. Программа показывает направление на восход/заход солнца и луны:

Как видно, направление на восход солнца примерно совпадает с направлением на Кремль (он находится под надписью «Moscow»), а это значит, что выбранный нами сюжет можно снимать на рассвете.

Важно

Закат же будет гореть в другой стороне, поэтому приходить на этот мост на закате мы не будем. Теперь смотрим, в какое время восходит солнце. Допустим, сейчас 1 мая.

В программе на панели справа показывается время восхода и захода наших светил. В данном случае солнце восходит в 5:46.

Как мы уже знаем, снимок получится наиболее эффектным, если снимать его, когда облака уже подсвечены пробуждающимся солнцем, а подсветка Кремля ещё не выключилась (момент равновесия), это примерно 40 минут до восхода солнца.

Понятно, что прийти на точку съёмки нужно немного пораньше, скажем в 4:45. Осталось только дождаться хорошей погоды и найти в себе силы встать в 4 часа утра.

Скорее всего, придётся приезжать на выбранное место несколько раз, прежде чем удастся поймать красивый рассвет, но оно того стоит.

Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. ISO200 50мм f/11 10с

Вряд ли вы захотите ограничиться одним сюжетом. Имеет смысл составить для себя список сюжетов, которые вы хотели бы снять, и с каждым из них проделать описанную процедуру — определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Этот список может выглядеть следующим образом:

Кремль, вид с Патриаршего моста — час до рассвета, нужны облака (весна, лето) Кремль, вид с Б.Москворецкого моста — полчаса после захода солнца, нужны облака (середина весны, конец лета, начало осени) МГУ, отражение в фонтане — полчаса после рассвета, после дождя (начало весны, начало осени)

и т.п.

Источник: https://fototips.ru/praktika/kak-snimat-rassvety-i-zakaty/

Ссылка на основную публикацию