20 основных вопросов транспортной компании

Основные проблемы транспортных компаний низкая рентабельность перевозок

Основные проблемы транспортных компаний: • низкая рентабельность перевозок; • недостаток собственного автопарка и необходимость брать в аренду автомобили либо нанимать ИП на УСНО, имеющих автомобили; • невозможность получить от арендаторов и ИП на УСН счета-фактур и поставить НДС к вычету или возмещению; • требования заказчиков работать на ОСНО и предоставлять им счета-фактур (вычет по НДС); • боязнь собственников переходить на спец-режимы (УСНО или ЕНВД) из-за возможной потери заказчиков, работающих на ОСНО и возможного снижения доходов.

Срок привлечения к уголовной ответственности по части 2 статьи 199 УК согласно корреспонденции статей 15 и 78 УК, а также 64 Постановления Пленума ВАС составляет 10 лет.

С 2015 года АСК НДС 2 и система Big Data записывают все факты обнальных операций. Согласно нововведениям, налоговики при обнаружении состава преступления, то есть при обнаружении сумм сокрытых налогов от 5 млн. руб.

Обратите внимание

и выше, обязаны немедленно передавать такие материалы в следственные органы для соответствующей проверки.

Иллюстрация рекомендуемого способа оптимизации налогообложения. Договор грузоперевозки ПК/ООО. Применяет УСНО/ ЕНВД Агентский договор о приобретении ГСМ в интересах принципала. Действует от своего имени.

Документооборот по агентской схеме закупки по варианту «Б» Отчет агента (включая компенсацию агенту за купленный ГСМ) и акт оказанных услуг на грузоперевозку и агентское вознаграждение Перечисление денежных средств (компенсация, вознаграждение агента, вознаграждение за грузоперевозки) Головная организация

Снижение в ГО НДС по затратам на покупку топлива: • ГО берет на себя обязательство самостоятельно закупать топливо для автомобилей в части его расхода при перевозке грузом в интересах ГО.

В этом случае ГО на ОСНО самостоятельно заключает договора с теми сетями АЗС, которые предоставляют счета-фактур с выделенным НДС, самостоятельно ведет учет израсходованного топлива (утвердив приказом нормы расходы, основываясь на техпаспортах, условиях эксплуатации и нормах, как ориентир, установленных Минтрансом) и конечно ставит НДС к вычету, уменьшая налог на прибыль. Этот вариант является наиболее востребованным.

ГО берет на себя обязательство компенсировать расходы ПК ТЛК по заправке топливом при перевозке грузов в интересах ГО (прямая агентская схема вариант «Б» закупка в интересах принципала).

• ПК ТЛК раз в месяц предоставляет Заказчику отчет с указанием количества километров и объема расхода топлива в интересах ГО; • к отчету ПК ТЛК прикладывает заверенные копии счетов-фактур о покупке топлива с НДС у поставщиков; • к отчету так же прилагается счет-фактура, подготовленная ПК ТЛК, где в строках 2, 2 а, 2 б указаны реальный поставщик топлива. В строках 4, 5, 6, 6 а и 6 б вы вписываете все реквизиты ГО, но подписывается счет-фактура сотрудником ПК ТЛК. Если поставщиков топлива будет несколько, то по каждому нужно перевыставлять счетафактур; • ПК ТЛК работает на ЕНВД, совмещенном с УСНО 6%, а еще лучше только на УСНО 6% и кооперативу не нужны затратные документы по закупу топлива. Поэтому к отчету прилагаются подлинники документов с АЗС-сетями, таких как договора, накладные Торг-12, акты сверок и так далее.

• Вместе с отчетом ПК ТЛК направляет (один раз в месяц) акт оказанных услуг с приложением формы, показывающей их объем и так же в акте указывается: 1) размер компенсации, в точности совпадающей с данными их перевыставленных счетов-фактур и 2) размер вознаграждения ТЛК.

• После подписания отчета и акта ГО перечисляет в ПК ТЛК две суммы: 1) сумма компенсации с НДС и 2) сумма вознаграждения без НДС. • ПК ТЛК, получив компенсацию, не ставит ее в налогооблагаемую базу и не платит с неё единый налог. А вот с вознаграждения единый налог платит.

• Так же вам потребуется разработать формы заявок на перевозку, утвердить нормы расхода топлива в ПК ТЛК и согласовать их с заказчиком, и вообще отработать документооборот между заказчиком и исполнителем.

За нарушение, которые совершил предыдущий бухгалтер, действующий главбух не ответственен. Поэтому привлечь его к административной ответственности нельзя (п. 1 ст. 1. 5 Ко. АП РФ и Письмо Минфина России от 23. 10. 2008 N 03 -02 -08/20).

Также нельзя привлечь главного бухгалтера к дисциплинарной ответственности после его увольнения, так как трудовые отношения с организацией прекратились. Исключение составляет материальная ответственность за ущерб, нанесенный организации.

Важно

Целесообразно составить акт приема-передачи дел, в котором отраженны найденные ошибки бывшего бухгалтера. Кроме того, важно сообщить об этом директору организации.

Учредители ГО совершенно спокойно могут быть учредителями основными пайщиками ПК ТЛК.

Нормы законодательства, которыми регулируются отношения в производственном кооперативе Статья 3. Законодательство о кооперативах Кооперативы действуют на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08. 05. 1996 N 41 -ФЗ (ред.

от 30. 11. 2011) «О производственных кооперативах», принимаемых в соответствии с ними иных федеральных законов, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, отнесенным к их компетенции в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Выплаты водителям: 1. Выплата по трудовому участию: НДФЛ И СВ 2. Выплата дивидендов: НДФЛ 3. Выплата по иному участию (участие имуществом): НДФЛ

Как производятся выплаты в производственном кооперативе. Произв. кооператив Выплаты за ЛТУ 10 000 руб. Выплаты согласно ПВ 10 000 руб. Выплаты согласно ИУ 10 000 руб. Физ.

лицо (пайщик) Расходы при работе по ТД Расходы при работе в ПК ФЗП 30 000 руб. ЛТУ 10 000 руб. , ПВ 10 000 руб. , ИУ 10 000 руб. СВ 9000 руб. СВ с ЛТУ 2000 руб. НДФЛ 3900 руб. НДФЛ со всех выплат 3900 руб. Всего 39 000 руб.

Всего 32 000 руб Вывод: Экономия на СВ 7000 руб.

Деловые цели создания производственного кооператива (ПК) Деловые цели создания кооператива повышение заинтересованности работников в качественном результате для повышения уровня оплаты труда, уменьшения текучки кадров.

Совет

Поэтому наряду с налоговой оптимизацией ПК дает и явный управленческий эффект, повышает мотивацию сотрудников, ощущение участия каждого сотрудника в распределении прибыли, что увеличивает заинтересованность в росте доходности.

Ограничения по количеству сотрудников применении УСН Члены кооператива, не заключившие трудовой договор с кооперативом, но принимающие трудовое участие в деятельности кооператива (ведь именно с этой целью они и объединились в кооператив), не учитываются при определении средней списочной численности работников кооператива (п. 83 Приказ Росстата от 26. 10. 2015 N 498 (ред. от 06.

02.

2017) «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»)

КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА «ПЛАТОН»? Торговые организации, в собственности которых есть грузовики, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с 15 ноября 2015 г. обязаны вносить плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами. Согласно п.

3 Правил взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы (СВП), под которой понимается совокупность технически и технологически связанных объектов, обеспечивающих для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Принцип работы системы «Платон» предусматривает авансовую схему платежей. Это означает, что перед тем, как выехать в рейс, владелец (водитель, иное уполномоченное лицо) обязан внести плату. В настоящее время сделать это можно двумя способами.

┌───────────┐ │Способы внесения платы│ └────┬──────┬────┘ │/ ┌──────────────────┐┌──────────────────┐ │ С помощью бортового устройства — ││ Путем оформления маршрутной карты -│ │ объекта СВП, представляющего собой││ документа, формируемого и │ │техническое устройство, позволяющее││выдаваемого на бумажном носителе или│ │ при помощи технологий спутниковой ││ в электронном виде, — в момент │ │ навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS ││ внесения платы в счет возмещения │ │ определять маршрут движения ТС по ││ вреда при движении ТС по │ │ автомобильным дорогам ││автомобильным дорогам (дату и время, │ │ ││ запланированные при отсутствии │ │ ││ бортового устройства) │ └──────────────────┘└──────────────────┘

Как учесть плату в систему «платон» при налогообложении и в бухучете: Чтобы исчислить транспортный налог за грузовик, по которому вносятся платежи в систему «Платон» (в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам грузовиками с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн), действуйте так: 1) исчислите налог за год за грузовик в обычном порядке

2) рассчитайте налог, подлежащий уплате, по формуле (п. 2 ст. 362 НК РФ, Письма ФНС от 03. 02.

Обратите внимание

2017 N БС-4 -21/[email protected], от 09. 01. 2017 N БС-4 -21/[email protected], Минфина от 07. 03. 2017 N 03 -05 -06 -04/12729, от 26. 01. 2017 N 03 -05 -0504/3747):

• Если результат равен нулю или отрицательный, сумма налога принимается равной нулю.

• Обратите внимание: лизингодатель не может уменьшить транспортный налог за зарегистрированный на него грузовик на плату «Платону», уплаченную за этот грузовик лизингополучателем (Письма Минфина от 18. 07. 2016 N 03 -05 -04 -04/41940, ФНС от 17. 02.

2017 N БС-421/[email protected]). • Важно! Плата «Платону» уменьшает транспортный налог к уплате только по конкретному грузовику и на сумму налога за другие автомобили не влияет (Письмо Минфина от 13. 01. 2017 N 03 -05 -0504/739).

Определить, какую сумму платы реально наездил автомобиль, можно на основании маршрутной карты или реестра, предоставленного оператором.

В качестве такого реестра ФНС рекомендовала использовать форму отчета «Сведения о транспортных средствах, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также сведения о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения». Запросить отчет могут как собственники большегрузов, так и налоговики.

Перевыставление платы по системе «платон» покупателю и ндс: Письмо Минфина России от 22. 10. 2013 N 03 -07 -09/44156: денежные средства, полученные продавцом товаров от покупателя в качестве возмещения расходов на услуги по транспортировке товаров, подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у продавца товаров на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

При этом в соответствии с п. 18 Приложения N 5 «Форма книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила ее ведения» к Постановлению Правительства РФ от 26. 12. 2011 N 1137 получателем вышеуказанных средств в книге продаж регистрируются счета-фактуры, составленные в одном экземпляре. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 06. 02.

2013 N 03 -07 -11/2568.

Безопаснее величину платы, внесенной в счет возмещения вреда автомобильным дорогам, причиненного большегрузами, и предъявленной покупателю товаров (указанную в отгрузочных документах отдельной статьей), включать в налоговую базу по НДС. В ситуации, когда услуги по доставке товаров возмещаются покупателем, расходы в виде такой платы учитывать при налогообложении прибыли в составе прочих расходов у торговой организации оснований нет.

Как организовать оплату налогов за сданный в аренду грузовик? • платить самостоятельно и учитывать в расходах (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, подп. 37 п. 1 ст. 346. 16 НК РФ) — Взносы по многотонникам уплачивают владельцы ТС, то есть собственники или иные пользователи.

Владельцы на ОСН учитывают платежи в составе расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ (письмо Минфина России от 11. 01. 2016 № 03 -03 -РЗ/64). • включить в арендные платежи: «Платон» можно включить в стоимость реализуемых услуг. Обратите внимание, что арендные платежи облагают НДС (письмо Минфина России от 06. 02.

2017 № 03 -05 -0504/6115). Можно в договор аренды включить условие компенсации расходов на «Платон» арендодателю, тогда эти суммы войдут в доходы. НДС же компенсацию расходов не облагают.

Источник: http://present5.com/osnovnye-problemy-transportnyx-kompanij-nizkaya-rentabelnost-perevozok/

Правила ведения бухучета в транспортной компании (нюансы)

Бухучет в транспортной компании имеет свои особенности. Рассмотрим, в чем они выражаются и чем обусловлены.

Чем примечательна деятельность по перевозкам?

Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности

Специфика затрат при перевозках

Итоги

Чем примечательна деятельность по перевозкам?

Транспортную компанию отличает следующее:

  • В ней на каких-либо основаниях (в собственности, аренде, лизинге) имеются транспортные средства, при помощи которых происходит оказание услуг по перевозкам.
  • Существенную часть штата работников составляют сотрудники, управляющие транспортными средствами, причем условия допуска их к работе и ее режим подчиняются определенным правилам.
  • Наличие особого набора затрат, необходимых как для появления права на оказание услуг по перевозкам (регистрация транспортных средств, их страхование, наличие специально подготовленных людей для управления), так и для обеспечения функционирования транспортных средств (специальные материалы, регулярное техническое обслуживание).
  • Необходимость начисления и уплаты являющегося дополнительным к прочим обязательным налогам особого транспортного налога, в целом подчиняющегося правилам НК РФ (гл. 28), но имеющего особенности в каждом из регионов.
  • Возможность применения ЕНВД при налогообложении (п. 3 ст. 346.29 НК РФ) при определенном количестве автотранспорта в компании (для перевозки грузов) или определенном количестве посадочных мест (для перевозки пассажиров). Конкретные критерии для использования этой возможности устанавливаются регионами РФ.
  • Обязательность применения в работе ряда специальных документов: путевой лист (для автотранспорта), товарно-транспортная накладная, железнодорожная или авиагрузовая накладная, коносамент, документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой.

Об оформлении путевых листов подробнее читайте в материалах:

Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности

Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:

  • Услуга по перевозке оказывается либо сама по себе, либо выделена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:

Дт 62 Кт 90,

Дт 90 Кт 68,

    • прямые затраты по оказываемым услугам:

Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,

Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,

    • затраты учтены в финрезультате:
Читайте также:  10 полезных лайфхаков для пар при подготовке к свадьбе

Дт 90 Кт 20, 26.

  • Если по условиям договора поставки товара продавец своими силами осуществляет его доставку покупателю и стоимость этой услуги входит в цену товара, то в доходах перевозка как отдельный вид не показывается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, формируют расходы по продаже (коммерческие):
    • учтены затраты на доставку:

Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;

    • затраты отнесены на финрезультат:

Дт 90 Кт 44.

Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?».

Специфика затрат при перевозках

При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи:

  • Используемые транспортные средства должны обязательно найти отражение в учете: в балансе, если они собственные или взяты в лизинг с учетом на балансе получателя, или за балансом, если они арендованы или получены в лизинг с учетом на балансе лизингодателя. Это позволит обоснованно принимать к учету все затраты по их содержанию.

О забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» расскажем в этой статье.

  • Должна иметь место регистрация транспортных средств за перевозчиком: постоянная, если средства в собственности, или временная, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие этой регистрации (даже когда она временная) обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.

Как рассчитать транспортный налог, узнайте по ссылке.

  • Отнесение в затраты ГСМ, необходимых для работы транспортных средств, производится в соответствии с утвержденными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются компанией самостоятельно. Это требует организации учета расхода ГСМ по каждому из транспортных средств и применения соответствующего алгоритма списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.

Порядок учета и списания ГСМ см. здесь.

  • Безопасность работы автотранспорта в зимних условиях зависит от применения специальных шин, рассчитанных не на одну зиму. Необходимой станет организация не только неоднократной выдачи этих шин со склада, но и приема их на хранение на летний период с соответствующим отражением этих операций в учете.
  • Непременными составляющими затрат станут расходы:
    • на страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частями в течение времени действия страхового полиса;
    • периодический технический осмотр транспорта;
    • проведение регулярного технического обслуживания;
    • обязательные первичные (при приеме на работу) и предрейсовые медосмотры лиц, управляющих транспортными средствами;

Нюансы медосмотров для работников транспортной компании узнайте из материала «Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2018 году».

    • оплату специальных перерывов в работе, предназначенных для отдыха, для лиц, управляющих транспортом;
    • услуги по погрузо-разгрузочным работам, взвешиванию груза, очистке транспортных средств;
    • оплату проезда по платным дорогам, за въезд на территорию предприятий, хранение грузов, использование подъездных путей, подачу вагонов.

Итоги

Бухучет в транспортной компании отличается рядом особенностей, обусловленных спецификой осуществляемой деятельности. Эта специфика влияет не только на учет доходов и расходов, но и на налогообложение.

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/pravila_vedeniya_buhucheta_v_transportnoj_kompanii_nyuansy/

Как выбрать транспортную компанию? 5 полезных советов

Закупка транспортных услуг – процесс непростой и трудоемкий. Грамотный логист должен знать, как выбрать транспортную компанию с высоким уровнем сервиса и адекватным ценником. Но в этом процессе много подводных камней, а «обучение на ошибках» может обернуться для компании-поставщика значительными убытками.

В этой статье мы дадим пять полезных советов о том, как выбрать транспортную компанию и оценить ее эффективность.

Совет 1: С чего начать?

Перед тем, как выбрать транспортную компанию, следует определить, какие задачи она будет решать. Главная задача этого этапа – найти золотую середину между числом транспортных компаний и объемом бюджета. Иными словами, собрать адекватный пул перевозчиков и не потратить слишком много денег.

Сформируйте стратегию, ответив на три основных вопроса:

  • какие виды перевозки вы будете использовать;
  • с каким количеством транспортных компаний вы готовы работать (учтите, что для каждого перевозчика нужно найти замену на случай непредвиденной ситуации);
  • каков бюджет логистики.

Обратите внимание, что со временем эти параметры могут поменяться.

В зависимости от набора задач станет понятно, следует ли обратиться к транспортной компании широкого профиля или искать более нишевое решение: например, подрядчик для перевозки грузов малых объёмов со строгим соблюдением температурного режима или компании, работающие со сборными грузами.

Стоит отметить, что транспортные компании бывают двух категорий: перевозчики и экспедиторы.

  • Перевозчики – фактические исполнители заказа, использующие собственные ресурсы. Чаще всего они предлагают заказчикам более низкие цены, но в основном такие компании занимаются узкопрофильными видами перевозок. Если компания совсем маленькая, то зачастую они не могут предоставить высокий уровень сервиса.
  • Экспедиторы – компании, которые нанимают перевозчиков как субподрядчиков. Этот вариант обычно более дорогой, но гибкий и обещающий более высокий сервис, он подходит для небольших компаний, которые не имеют достаточного опыта в грузоперевозках. В то же время с экспедиторами управлять перевозками сложнее, так как в цепи поставок появляется дополнительное звено. Поэтому, если экспедитор – не профессионал своего дела, это может привести к проблемам.

С кем работать – вопрос индивидуальный. Обратите внимание и на крупных перевозчиков, и на крупных экспедиторов – в зависимости от профиля вашей компании,

Совет 2: Какие бывают тендеры?

Иногда представители компаний-поставщиков находят подходящего перевозчика по рекомендации коллег или на разнообразных мероприятиях, посвященных логистике: семинарах, конференциях, форумах, выставках и так далее. Однако наиболее распространенный способ – объявить тендер.

Тендер – основой способ выбрать транспортную компанию. Он позволяет понять, какую позицию компания-заказчик занимает на рынке, сравнить компании по уровню сервиса и снизить первоначально предлагаемые поставщиками тарифы на перевозку.

Тендеры лучше всего проводить при большом объеме перевозок и крупных бюджетах. Частота варьируется в зависимости от размера и рода деятельности компании, но среднестатистический показатель – примерно раз в год или в два года.

По размеру тендеры можно классифицировать следующим образом:

  • тендер под комплексный проект: например, строящийся завод. В рамках проекта планируется перевозить негабаритные изделия. Компания знает все вводные в рамках проекта
  • тендер под определенный объем регулярных перевозок. В этом случае компания может не знать каких-либо вводных (например, направления перевозки), ее задача – подобрать транспортную компанию, которая сможет оказывать услуги по выгодному тарифу в определенный период (например, год);
  • Мини тендер под разовую перевозку.

Кроме того, тендер может быть открытым или закрытым. В открытом тендере принимают участие все транспортные компании, которые откликнулись на предложение. Для закрытого тендера заказчик подбирает участников сам.

Совет 3: Как подготовиться к тендеру?

В первую очередь составьте контракт со всеми условиями, которые будут применяться к поставщику. У любой крупной компании есть шаблон договора, по которому они работают с транспортными компаниями. Будьте готовы, что подрядчики будут оспаривать условия, чтобы снять с себя ответственность за перевозку или навязать свою редакцию контракта.

Обсуждая условия контракта, опирайтесь на бэйслайн – набор данных по выполненным ранее перевозкам за определенный период (чаще всего это минувший год). Среди наиболее необходимых данных:

  • типы транспортных средств;
  • даты отгрузки;
  • количество перевозок;
  • объем перевозок (например, в палетах);
  • направления;
  • расходы.

Есть речь идет о тендере под проект или под определенный объем, то бэйслайн с данными об объеме (но без данных о цене) поможет транспортной компании лучше понять, на что стоит рассчитывать.

К контракту прилагаются тендерные задания. В отличие от договора, в котором используется сложный юридический язык, тендерное задание нужно, чтобы более кратко и понятно объяснить подрядчику условия сотрудничества.

Затем составьте оценочную таблицу. Она пригодится, чтобы сравнить участников тендера между собой и в итоге определить победителя. Помимо стоимости услуг мы рекомендуем сравнивать транспортные компании по следующим критериям:

  • опыт и ресурсы: убедитесь, что перевозчик уже работал с товаром, который производит компания, а также владеем автопарком нужного объема и работает с квалифицированными водителями;
  • гибкость и благонадежность: перевозчикам нередко приходится подстраиваться под клиента (особенно когда речь идет о крупном контракте). Например, принять договор с минимальными правками или дополнительно обучить сотрудников;
  • информационная интеграция и прозрачность: проверьте, использует ли транспортная компания электронный документооборот и насколько просто интегрировать подрядчика с ERP-системой компании. Особенно важно проверить способность транспортной компании отслеживать груз на всех этапах перевозки; готов ли поставщик интегрироваться с системой заказчика и вложиться в это до момента получения денег;
  • доступность: проверьте, насколько легко связаться с представителем транспортной компании, если возникнут проблемы или вопросы, связанные с перевозкой;
  • дополнительные услуги: некоторые перевозчики не только занимаются перевозками, но и упаковкой, загрузкой и разгрузкой товара. Для многих компаний это большой плюс.

Также вы можете воспользоваться нашим бесплатным шаблоном. Заполните форму ниже, чтобы получить его на почту.

Совет 4: Как провести тендер

Тендер можно провести на специализированной онлайн-площадке или разослать участникам тендерные задания в виде таблицы. В первом случае заказчик получает более выгодные предложения, так как транспортные компании видят предложения конкурентов и могут снизить цену, чтобы заинтересовать заказчика.

Лучше всего комбинировать эти подходы:

  • опубликовать тендерное предложение на онлайн-площадке и выбрать перечень из нескольких поставщиков на каждое направление;
  • выбрать пул наиболее подходящих подрядчиков и далее проводить мини-тендер в момент размещения заявки, чтобы получить наиболее оптимальную цену доставки;

По результатам тендера компания не меняет сразу всех перевозчиков, она постепенно выводит старых и привлекает новых, чтобы не допустить проседания уровня сервиса.

После того, как вы выслали потенциальным подрядчикам тендерное задание, рекомендуем провести дебрифинговую конференцию, на которой участники смогут задать вопросы. Так вы сможете избежать недопониманий и ошибок в тарификации.

Итак, окончательный план тендера выглядит так:

  • объявляем тендер, публикуем задание на онлайн-площадке;
  • отвечаем на вопросы перевозчиков на дебрифинг-сессии;
  • открываем тендер;
  • анализируем предложения поставщиков: если кто-то сильно выбивается (например, расценки заметно ниже конкурентов), аккуратно уточняем, насколько корректно транспортная компания поняла вводные;
  • определяем, нужны ли дополнительные этапы контроля: можно сравнить участников тендера по оценочной таблице или провести дополнительный аудит, чтобы проверить, насколько перевозчики с вами честны (например, запросить ПТС автопарка или провести выездной аудит);
  • озвучиваем результаты тендера;
  • по результатам тендера закрепляем на конкретное направление наиболее подходящую транспортную компанию. Если таких несколько, проводим онлайн-тендер для каждой перевозки или раздаём заявки поставщикам согласно определённой пропорции.
  • подписываем контракты и обговариваем трансферный период (переключение на новых поставщиков с параллельным контролем качества)

Идеальное время для тендера – январь. В начале года большинство транспортных компаний не завышают расценки из-за относительного затишья на рынке. По итогам тендера заказчик может договориться с подрядчиком заморозить тарифы до конца года и сэкономить.

Если вы проводите тендер на онлайн-площадке, рекомендуем назначить закрытие торгов на 18:00. Самая ожесточенная борьба за контракт начинается за несколько часов до закрытия торгов и если кого-то из поставщиков не будет в момент закрытия на работе, то вы можете упустить последние шаги снижения ставки.

Совет 5: Как оценить эффективность транспортной компании?

Крайне редко в результате тендера компания полностью меняет состав перевозчиков. Чаще всего на новые транспортные компании стоит переключаться постепенно, отслеживая их эффективность и влияние на KPI транспортной логистики.

Сравнивая расходы на перевозки в разные периоды, нужно учитывать, изменились ли вводные (например, ставки или логика тарификации). Для разных направлений нужно проводить моделирование.

Моделирование основывается на бэйслайне. Сравните с ним условия, которые вам предложили транспортные компании, участвующие в тендере. Вы получите информацию по той инфляционной составляющей, которую вам следует заложить в бюджет на следующий период.

Важно

Такой подход позволяет более детально проработать бюджет по различным направлениям. К примеру, если с новым подрядчиком перевозки из Москвы в Новосибирск подорожают в несколько раз, но при этом грузы по этому направлению отправляются редко, значительного влияния на бюджет это не окажет.

Следить за показателями удобно при помощи качественной TMS – особенно если система хранит данные в облаке и дает возможность предоставить доступ к ним всем участникам цепи поставок. Из отечественных разработок такой функционал предлагает, в частности, Artlogic.

Какую тактику используете вы, чтобы выбрать транспортную компанию? Поделитесь полезными советами в комментариях к этой статье или ею с коллегами, если открыли для себя что-то новое.

Также рекомендуем подписаться на обновления нашего блога, чтобы каждую неделю получать полезные материалы о современной логистике и управлении цепями поставок.

Источник: https://www.artlogics.ru/blog/kak-vybrat-transportnuju-kompaniju/

Диспетчерская служба грузоперевозок, какие вопросы задавать

Представление о любой транспортной компании можно составить из открытых данных: сведений о компании, находящихся на сайте, можно запросить учредительные документы грузоперевозчика, можно попросить предоставить рекомендации бывших клиентов.

Но больше всего вам даст беседа с диспетчером грузоперевозок данной транспортной компании. Квалифицированный диспетчер грузоперевозок способен дать исчерпывающие ответы на все поставленные клиентом вопросы.

Но все происходит в рамках дозволенного, есть ряд вопросов, касающихся профессиональной сферы, разглашать которые сотрудник не имеет права.

От грамотно спланированной беседы с диспетчером грузоперевозок напрямую зависит, сколько денег вы в итоге потратите на доставку груза. Если вы посмотрите тарифы, размещенные на сайте, это даст вам лишь цифру, от которой можно отталкиваться при заключении договора. Беседа по телефону в ключе: «Сколько стоит проезд от одного пункта до другого?» тоже ясности не внесет.

Недобросовестные диспетчерские службы грузоперевозок очень часто озвучивают клиенту сумму заведомо низкую именно с целью привлечения. По окончании работ клиент узнает о том, что должен доплатить существенную сумму.

Формирование цены при доставке грузов зависит от многих составляющих: время доставки (день-ночь), объем груза, наличие специфических предметов, требующих привлечения такелажников, подъем груза на верхние этажи зданий (с лифтом или без него) и еще многое другое.

Для того, чтобы в полной мере представлять себе объем предстоящих затрат на транспортировку груза, лучше всего заранее составить примерный перечень вопросов, который вы хотите задать диспетчеру грузоперевозок. Не нужно надеяться на память, лучше все записать в блокнот. Иначе вам придется, как минимум несколько раз перезванивать в транспортную компанию и отрывать специалиста от рабочего процесса.

Читайте также:  Toп-100 лучших букетов невесты для свадьбы 2018

Примерный перечень вопросов для диспетчерской службы грузоперевозок звучит примерно так:

  1. Сначала необходимо выяснить, сколько будет стоить переезд из одного пункта в другой. Затем уточнить, что входит в эту сумму: только доставка до места назначения, или подъем на этаж всех перевозимых предметов. Если у вас в наличии имеются негабаритные, тяжелые или хрупкие предметы, уточните, насколько увеличится стоимость перевозки. Кроме того, сразу озвучьте диспетчеру грузоперевозок, в каком количестве и какого назначения груз вы повезете. Если это офисная мебель – один вопрос. Если целая машина футбольных мячиков – цена транспортировки принципиально другая.
  2. Уточните, что входит в стоимость перевозки. Этот вопрос нужно по ходу беседы повторять несколько раз. Если диспетчер грузоперевозок недобросовестный, он будет путаться в показаниях. Если добросовестный, лишнее уточнение делу не повредит. Итак, ваша задача на данном этапе узнать, сколько придется доплачивать за какие-либо дополнительные услуги (подъем имущества на этаж, например).
  3. Вопрос, который нельзя пропустить – предоплата за услуги. Нужно выяснить, кому, и в каком размере производится предоплата. Нужно ли для заключения договора и внесения предоплаты ехать в офис, или можно внести предоплату и подписать договор непосредственно по месту вашего нахождения.
  4. Уточните обязательно, возможно ли увеличение суммы конечной оплаты. Здесь от диспетчерской службы грузоперевозок мало, что зависит. В большинстве случаев именно грузчики озвучивают конечную сумму. Но грамотный диспетчер грузоперевозок обязательно сошлется на это и сориентирует вас на какую сумму, приблизительно, может увеличиться стоимость услуг при окончательном расчете.
  5. Неплохо выяснить, какие дополнительные услуги оказывает транспортная компания. Это может быть просто упаковка перевозимого имущества, может быть перевозка, включающая в себя настройку оборудования после транспортировки. Многие компании предоставляют услугу, включающую полный переезд. В этом случае на место, откуда будет производиться перевозка имущества, выезжает специалист компании, описывает имущество и составляет договор. Если возможна упаковка имущества, уточните, какого рода эта упаковка (простые картонные коробки, пленка, ящики или другие виды). Кроме того, нелишним будет узнать, есть ли возможность заказать услуги упаковщиков.
  6. В разговоре попросите диспетчера грузоперевозок продиктовать свои контактные данные (имя, по возможности номер мобильного телефона).
  7. Необходимо уточнить, сколько времени займет переезд. Если вы уже сообщили в диспетчерскую службу грузоперевозок примерный объем перевозимого имущества, с определением сроков проблем не возникнет.
  8. Поинтересуйтесь, какими видами транспортных средств располагает перевозчик. Оборудованы ли эти автомобили специальными устройствами для транспортировки предметов мебели.
  9. И, наконец, самый приятный вопрос: «Полагается ли вам какая-нибудь скидка». Если вы заказываете транспортировку груза, включающую в себя ряд дополнительных услуг, на скидку вы можете рассчитывать абсолютно точно. Главная задача перевозчика – привлечение клиентов. В следующие раз у вас будет стимул воспользоваться услугами данной транспортной компании.

Видео о перевозках: Самостоятельная перевозка грузов

Опасность незакрепленного груза

Источник: https://dispetcher-gruzoperevozok.biz/zadaem-voprosy-dispetcheru-gruzoperevozok/

«Хороший водитель, как топ-менеджер в компании»

За последние несколько месяцев участники рынка автоперевозок констатируют, что набившие оскомину проблемы кадрового голода на рынке разрешаются. И как ни странно, этому поспособствовали экономические трудности, которые способны преодолеть сейчас далеко не все транспортные логистические компании.

После закрытия небольших игроков рынка освободилось множество водителей, которые теперь находятся в поисках работы. Решена ли сегодня полностью кадровая проблема, какие транспортные компании могут уйти с рынка в текущем году и какую лепту в это внесла система «Платон» — разбирался корреспондент «КС».

Увеличение спроса

Тема нехватки кадров и их подготовленность поднималась в декабре 2014 года на конференции «Состояние рынка автогрузоперевозок в СФО в 2014 г.: проблемы, задачи, перспективы», организованной Сибирской ассоциацией автомобильных перевозчиков (СААП).

Уже тогда многие участники мероприятия поднимали вопрос о том, что средний возраст водителей магистральных автопоездов близок к пенсионному, а общая квалификация кадров остается не на должном уровне.

Сейчас, по мнению директора ООО «Автокомпас» Николая Пенягина, который принимал участие в той конференции, ситуация обстоит гораздо проще, и такого кадрового голода, как это можно было наблюдать хотя бы два года назад, уже нет.

По информации, предоставленной рекрутинговым агентством HeadHunter, в январе 2015 года на одну вакансию в рассматриваемой сфере претендовало семь соискателей, а в январе 2016 года — уже 12. В нормальной ситуации, по словам руководителя пресс-службы HeadHunter по СФО и УФО Еланы Таращук, на предлагаемую вакансию предъявляется порядка пяти резюме.

«Сейчас действительно многие транспортные и логистические компании закрываются, что сказывается на увеличении количества резюме, — заметила Елана Таращук.

 — Можно сказать, что раньше работодатели испытывали кадровый голод еще и потому, что соискатели не соглашались на маленькую зарплату.

Сейчас кризис внес свои коррективы, и люди охотнее идут на должность с той же зарплатой, которая была год назад».

Об этом же на пресс-конференции, посвященной итогам работы системы «Платон», заявил и президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев. Он рассказал, что на сегодня в СААП констатируют тот факт, что много частных перевозчиков прекратило свою деятельность на этом рынке, поэтому проблема наполняемостью кадрами практически исчезла.

Николай Пенягин также согласен, что с кризисом некоторые перевозчики стали закрывать свой бизнес и снова уходить к работодателям.

Если раньше реклама по поиску водителей для осуществления грузовых перевозок шла практически постоянно, то теперь люди в поисках работы звонят даже без рекламы.

При этом, по мнению директора транспортной компании, закрытие ряда предприятий нельзя связать только с одним фактором, например, введением в действие системы «Платон».

«Проблемы, послужившие причиной сокращения количества транспортных компаний нужно рассматривать в комплексе. Но несомненно, что «Платон» также оказал свое влияние на текущее положение дел», — констатировал Николай Пенягин.

«Возить скоро станет нечего»

Интересно проанализировать комплекс проблем, которые послужили причиной для ухода с рынка транспортных компаний. По убеждению Вячеслава Трунаева, рынок грузоперевозок планомерно катится вниз.

Этому способствует сокращающееся поступление товаров и продуктов питания из Европы, последние события между Россией и Турцией, которые также способствуют уменьшению количества импорта.

По словам Вячеслава Трунаева, остается одно направление с Китаем, откуда российские перевозчики пытаются завести в страну импортные товары.

«Относительно внутрироссийских перевозок у нас также нет оптимизма, — заявил президент СААП. — Потому что нет какого-то развития производства, а поскольку перевозки являются кровеносной системой экономики, то и возить скоро станет нечего.

Совет

К тому же стоит отметить курс иностранной валюты, от скачков которой мы сильно зависим, ведь все наши предприятия используют европейскую технику.

За последние два года мы не только не можем себе позволить расширение автопарка, но с трудом приходиться решать вопросы по ремонту».

Однако коммерческий директор ООО «Сибирский экспедитор» Дмитрий Минор отмечает, что из-за разницы в курсе валют клиенты начинают также отказываться и от товара, например, при работе с Китаем. Поэтому рентабельность становится не просто нулевой, а уходит в «минус», в связи с чем на сегодня транспортным компаниям приходится выживать.

Но, по мнению президента Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС) Сергея Максимова, хотя уменьшение товарооборота и могло стать причиной закрытия компаний, но не является основной. По его информации, в целом по Новосибирской области падение грузоперевозок составляет порядка 5–6% по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет.

«Я бы не сказал, что это та критическая масса, которая смогла бы послужить толчком для массового закрытия компаний, — заметил Сергей Максимов.

 — Здесь скорее играют роль изменение ставок и стоимости грузов, которые отражаются в свою очередь на стоимости перевозок.

Потому что чем дороже груз, тем дороже перевозка, особенно если это железная дорога, и наоборот. Все это влияет на доходность компаний».

Рентабельность перевозок сейчас становится главным фактором, определяющим существование транспортных компаний.

Практически все опрошенные перевозчики заявляют о падении доходности своего предприятия в пределах 10–15% по сравнению с прошлым годом.

Николай Пенягин отмечает, что повышение акцизов на топливо также способствует приближению рентабельности к нулю, в связи с чем бензин становится дорогим удовольствием.

«Транспортный налог в свою очередь после множества обещаний так и не отменили, а акциз за пять лет вырос почти до 8 рублей за литр, — добавил директор ООО «Автокомпас». — Тут еще «Платон» подоспел и стал изымать деньги из оборота перевозчика.

По нашим подсчетам, в месяц мы платим порядка 30 тысяч за одну машину по этой системе. Мы, конечно, могли воспользоваться тем, что за неуплату по «Платону» штрафуют только в Московской области, но предпочитаем платить за проезд по всем федеральным трассам.

Обратите внимание

Во-первых, потому что я отношу себя к законопослушным гражданам. А во-вторых, попробовать и посмотреть, что из этого получается.

И скажу честно, что на практике получается плохо! Поэтому для меня сейчас не удивительно, что люди стали закрывать малые предприятия, где автопарк состоит из одной или двух машин. Почему правительство этого не понимает, для меня удивительно».

На пресс-конференции по итогам работы «Платона» глава сибирского подразделения «РТ-Инвест транспортные системы» Денис Крылов рассказал, что с момента запуска системы в федеральный бюджет уже собрано порядка 2,5 млрд рублей.

Предполагается, что 8–10% от этой суммы поступили от сибирских перевозчиков, то есть порядка 200 млн рублей. В Сибири уже зарегистрировано 30 тысяч транспортных средств, которые принадлежат 6 тысячам автовладельцев.

По Новосибирской области это соотношение выглядит так: 5 тысяч ТС и 1 тысяча автовладельцев. Перевозчикам на выбор предоставляется возможность пользоваться маршрутными картами или бортовыми устройствами — трекерами.

На сегодняшний день в Сибири уже успели выдать 15 тысяч трекеров, в Новосибирске — 2 тысячи. При этом устройства продолжают изготавливаться на заводе-производителе и поступать в пункты выдачи.

https://www.youtube.com/watch?v=SROzg0xpYCU

Сами перевозчики предпочитают пользоваться трекерами, а не маршрутными картами, объясняя это сбоем в работе последних.

«До Нового года мы пользовались только маршрутными картами, и отработали все нюансы по ним. После чего сделали вывод, что в этой системе полный бардак, и каждый день происходят сбои, — рассказал Николай Пенягин.

 — Получается длительный простой, транспорт тем временем должен двигаться, а не стоять и ждать, пока пройдет платеж и заработает сайт, который все время зависает. В доказательство у нас сохранен весь диалог в виде переписки. Самое печальное, что у них ничего не меняется и не делается для улучшения работы маршрутных карт.

Альтернативой могут послужить блоки управления, так называемые трекеры. После Нового года ездим только по ним, потому что здесь ситуация лучше, и по крайней мере они работают. Из всего этого напрашивается вывод, что «Платон» в состоянии работать только по трекерам.

Поэтому перевозчики и пытаются донести до правительства, что программа еще сырая и очень плохо работает. Необходимо либо всем раздать трекеры либо вообще все отменить».

Важно

По сообщениям Вячеслава Трунаева, многие контрагенты и просто клиенты транспортных компаний сегодня частично оплачивают расходы перевозчиков на систему «Платон».

По словам Николая Пенягина, даже такая компенсация со стороны заказчиков все равно отражается на перевозчиках, поскольку фрахт (плата за перевозку, обусловленная договором или законом) теперь оплачивается не 30 рублей за 1 км, как раньше, а порядка 28,5.

«К системе «Платон» наши клиенты отнеслись с пониманием и добавили плату по нему к стоимости доставки, — добавил Дмитрий Минор. — Поэтому в некотором роде введение этой системы пока не сильно отражается на деятельности компании. Зато все остальное как снежный ком.

И мы вынуждены повышать стоимость перевозок, ведь мы не можем работать себе в убыток только для того, чтобы нашим клиентам было хорошо. На сегодняшний день стоимость рефрижераторных перевозок за километр должна быть в районе 43–45 рублей, а сейчас она составляет всего около 36 рублей и ниже.

Некоторые клиенты уже согласились с нашим решением».

Людей много, а квалифицированных не хватает

О повышении стоимости грузоперевозок с целью сохранения рентабельности своих компаний говорят и другие участники рынка.

Те же, кто предпочел уйти наемными водителями в более крупные компании, улучшают общую статистику, показывая рост числа соискателей на соответствующие должности в логистике и транспортной отрасли.

Но, тем не менее, многие руководители компаний заявляют, что кадровый голод хотя и ослаб, но не решил проблемы квалификации кадров.

«Дело в том, что грузоперевозки выполняются импортными автомобилями, которые, как правило, стоят 5–7 млн рублей, и квалификация для работы на них нужна соответствующая. Именно с этим и возникают проблемы», — добавил Николай Пенягин.

Относительно повышения квалификации работников транспортной сферы Дмитрий Минор заметил, что сейчас ее получить крайне проблематично. По его словам, основной состав сотрудников в транспортных компаниях на сегодняшний день — это люди старой школы, получившие образование в советских училищах. А сейчас в стране не предусмотрено никаких специальных учебных заведений для дальнобойщиков.

«Бывает, конечно, что человеку 50 лет, и он совсем не разбирается в технике, для него проблемы, возникающие в пути, становятся неразрешимыми, — отметил Дмитрий Минор.

 — Мы стараемся не держать таких водителей, потому что в дороге может случиться все, что угодно, и тогда весь персонал компании становится «на уши», ведь это дорогостоящий груз, сроки, ответственность, репутация и так далее.

По большому счету, в нашей компании уже сработавшийся коллектив, и водители, которые у нас заняты, доказали, что заслуживают доверия. Хороший водитель, как топ-менеджер в компании, и разбрасываться такими людьми никак нельзя».

Сейчас по-прежнему сохраняется тенденция того, что молодое поколение не стремится устроиться на работу в транспортную компанию, например, водителем-дальнобойщиком, способствуя тем самым «старению» кадров.

Возможно, что не последнюю роль в этом сыграла и величина средней заработной платы в транспортной отрасли.

Совет

Как заметила Елана Таращук, по ее личным наблюдениям, представленная зарплата в транспортных компаниях не считается высокой (порядка 28 тысяч в месяц) и, соответственно, привлекательной.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://ksonline.ru/219698/horoshij-voditel-kak-top-menedzher-v-kompanii/

Как повысить эффективность транспортного предприятия

« Назад

07.06.2011 03:30

Чем опасно резкое сокращение затрат

Бытует мнение, что повысить эффективность перевозок можно, лишь сократив затраты. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда в транспортной компании в течение многих лет в административном порядке закручивались гайки, но становилась все хуже.

Читайте также:  Пригласительные на свадьбу: 30 идей для вдохновения

Например, иностранные собственники одной транспортной компании, расположенной в Центральном регионе России, поставили задачу повысить прибыльность бизнеса на 10%. Руководство решило снизить затраты за счет сокращения зарплаты сотрудников на 10% и бюджетов различных служб на 20%.

В итоге компания получила краткосрочную выгоду и добилась требуемого сокращения затрат в ближайшем квартале. Но буквально через три месяца это обернулось катастрофой: уволились все более-менее нормальные водители и ремонтники, в разы возросли простои собственного транспорта, начались срывы перевозок, произошел отток клиентов.

Компания понесла убытки (более 20 млн руб. за полгода), и в дальнейшем ей стоило большого труда вернуть себе прежнюю репутацию и объемы перевозок.

Вывод напрашивается сам собой: повышая эффективность только за счет сокращения затрат, мы рискуем получить краткосрочный и обманчивый эффект, который в дальнейшем может привести к большим финансовым потерям.

Далее – рекомендации, как этого избежать.

Как улучшить работу транспортной компании

Ключевое место в повышении эффективности автотранспортных перевозок занимает качество и оперативность оказываемых услуг. Это главный механизм привлечения новых клиентов и увеличения оборота компании.

Представим, что доход транспортной фирмы с одного километра или машино-часа составляет 100 руб., а расходы – 80 руб. Так вот, наша цель – не только сократить затраты до 70 руб., увеличив прибыль с единицы транспортной работы до 30 руб.

, но и увеличить объемы самих перевозок. Как это можно сделать?

Разделите обязанности логистической и эксплуатационной служб

В любой транспортной компании должно существовать разделение обязанностей.

Обратите внимание

Есть логистическая служба, которая задает правила перевозочного процесса, и есть эксплуатационно-ремонтная служба, которая решает поставленные задачи.

Распространенная ошибка – подчинение этих служб одному руководителю, например начальнику службы эксплуатации (в транспортной компании) или начальнику автотранспортного подразделения (на предприятии).

Логистическая служба получает заявки, планирует эффективные маршруты, согласует время доставки и передает четкие и однозначные задания в эксплуатационную службу, затем следит за качеством выполнения этих заданий в процессе перевозки.

Также эта служба занимается поиском транспорта на стороне в случае нехватки собственного. Можно подчинить логистическое подразделение даже коммерческой службе (что, впрочем, имеет свои минусы и является темой отдельного разговора).

Задача эксплуатационной службы – выполнить перевозку в заданные сроки на исправном транспорте с заданным уровнем эксплуатационных затрат, а также гарантировать сохранность груза, своевременно подать машину под загрузку и под разгрузку, обеспечить опрятность водителей и корректное общение с клиентом.

Наладьте достоверный первичный учет

При отсутствии нормальной учетной системы говорить о каких-то изменениях бессмысленно: Вы просто не сможете увидеть и оценить плоды своих трудов.

На рынке сейчас существует множество информационных систем, которые позволяют выписывать и обрабатывать путевые листы, вести помашинный учет затрат, рассчитывать эксплуатационные показатели и многое другое.

Зачастую я сталкиваюсь с тем, что при попытке внедрить учетную информационную систему возникает масса вопросов: как правильно вести учет шин и аккумуляторных батарей? каким образом правильно относить затраты ГСМ на машину при котловом методе списания? каким образом отслеживать факт установки запчастей? какими документами должна сопровождаться внутренняя деятельность служб? В одной крупной автотранспортной компании постановка учетных процессов у нас заняла шесть месяцев – настолько все было запущено. Люди просто не хотели работать по-новому. На практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что вести достоверный учет диспетчеры, водители, ремонтники и снабженцы не желают, так как это не только повышает требования к качеству их работы, но и сокращает возможности злоупотреблений. Так, в одной транспортной фирме в Казахстане (общий парк этой компании составлял более 3000 единиц транспорта) в региональном подразделении на 800 автомобилях (из 1000) были сломаны спидометры. И это касается не только грузовых, но и легковых машин. Были случаи, когда спидометры выходили (а скорее, выводились) из строя на новых машинах стоимостью 80 тыс. долл. США. Поэтому внедрение информационной системы учета автотранспорта должно стать логичным завершением большой работы по постановке первичного учета, а никак не ее началом.

Важно

Помашинный учет доходов и затрат важен также, если необходимо принять решение о своевременном обновлении техники. Подумайте, например, есть ли смысл держать в автопарке седельный тягач, затраты на ремонт которого съедают всю прибыль, полученную с этой машины, а сумма их за три года эксплуатации равна стоимости новой машины?

Не доверяйте на 100% информации GPS-датчиков

Для более достоверного учета сейчас широко используются GPS-датчики. Они позволяют увидеть реальный маршрут каждой машины, отследить динамику расхода топлива, скорость движения и многое другое. Казалось бы, вот решение всех проблем! Однако эти устройства, как и спидометры, очень легко вывести из строя.

Что еще более важно – показатели, снятые с GPS-датчиков, не являются основанием для изменения каких-то первичных данных, указанных в путевых листах, и для последующего наказания водителей.

Известен случай, когда в транспортной компании группа водителей-активистов, уличенных с помощью показаний GPS-датчиков в сливе топлива и приписывании километража в путевых листах (в сговоре с диспетчерской службой), выиграла судебное дело.

Вот пример фразы из заключения по подобным судебным разбирательствам: «Прокурорской проверкой установлено, что приобретенные компанией навигаторы могут использоваться для контроля состояния автотранспорта и его местонахождения.

Однако они не являются безусловным основанием для расчета точного пробега автомобилей, определения фактических затрат на топливо и, соответственно, для привлечения водителей к материальной ответственности за его перерасход. Показания навигаторов могут учитываться в каждом конкретном случае лишь в комплексе с иными доказательствами».

Уделите внимание нормам расхода ГСМ и справочнику расстояний

Зачастую тут кроется золотое дно с точки зрения сокращения затрат. Практически в любой транспортной компании можно сократить затраты на 15%, лишь обновив нормативы ГСМ и расстояний и начав их контролировать.

Регламентируйте деятельность компании

Кроме нормативов, любая служба эксплуатации должна иметь набор регламентов деятельности и выполнять их. Поскольку эта служба – исполнительная структура, то долю самодеятельности в ней нужно свести к минимуму, а 95% действий должны выполняться строго в соответствии с регламентами.

Разработайте систему ключевых показателей эффективности

Система KPI должна быть многоуровневой. Например, самый верхний уровень (мы называем его светофорным) предназначен для директора компании и может включать в себя такие показатели, как прибыль по конкретным направлениям перевозок, долю простоя машин, количество выполненных заявок в срок.

Совет

Это показатели, которые позволяют оценить деятельность транспортной компании в целом и дают информацию для принятия управленческих решений. На операционном уровне должны применяться показатели, которые напрямую влияют на показатели светофорного уровня и дают понимание причин проблем.

Это могут быть, например, показатели прибыльности по каждой транспортной единице, процент загрузки транспорта, коэффициент технической готовности.

Всего существует более 30 показателей, позволяющих оценить эффективность работы транспорта, и важно правильно выбрать те семь-десять из них, которые будут использоваться в работе транспортной компании и объективно отражать ситуацию.

Почему так важен уровень транспортного сервиса

Никому не нужна транспортная компания, которая сократила издержки до минимума, получает хорошую прибыль, но постоянно срывает сроки перевозок из-за поломок машин или других форс-мажорных ситуаций.

Работа логистической службы не меньше, а, наверное, даже больше влияет на прибыль компании. Главные инструменты здесь – правильная маршрутизация и диспетчеризация перевозок.

Эти инструменты позволяют:

  • максимально эффективно использовать машину, организуя перевозку попутных и обратных грузов, повышая KPI «загрузка транспорта» и «сокращение холостых пробегов»;
  • обеспечивать перевозку точно в срок с нужным качеством.

Часто автотранспортная перевозка – лишь одно из звеньев какой-либо мультимодальной перевозки, и сбой сроков может привести не только к потере клиентов, но и к большим операционным затратам. Предположим, Ваша машина задержалась в пути на 24 часа, и все это время железнодорожный вагон стоял в ожидании.

Какие расходы Вы понесете? А теперь представьте, какая будет плата, если ожидает не вагон, а судно в порту. Очень часто руководитель транспортной компании узнает о таких ситуациях через две-три недели после перевозки, когда в компанию приходят счета за простои.

Учитывая все сказанное, рекомендую Вам не пытаться экономить на персонале логистической службы и на инструментах автоматизации. Вложенные средства при правильном их использовании окупятся в разы.

Удачный пример грамотной диспетчеризации можно привести, если обратиться к работе автотранспортного цеха предприятия (АТЦ) или логистического подразделения внутри производственной либо торговой компании.

Наверное, многие слышали такое слово, как центрозавоз. Это организация перевозки таким образом, чтобы одно транспортное средство обеспечивало сразу несколько заявок клиентов.

Именно центрозавоз – главный инструмент логистической службы, позволяющий повысить эффективность перевозок.

Обратите внимание

На рисунке изображен основной принцип центрозавоза одного из наших клиентов (крупный трубный завод). До изменений каждый цех мог заказать любое количество транспортных средств, не обосновывая свою потребность.

Естественно, что производственники не утруждали себя планированием потребности в этом транспорте и заказанные машины могли простаивать по шесть-семь часов без работы, а если и использовались, то на 5–10% от максимальной загрузки. Когда схему работы изменили, роль логистической службы стала выполнять центральная диспетчерская.

Теперь поступающая в диспетчерскую заявка уже содержала не количество требуемых единиц транспорта, а вид и объем транспортной работы. Цеха стали сообщать, что им нужно привезти и в какое время, и уже диспетчерская служба определяла вид транспорта для перевозки и маршрут.

Именно из диспетчерской задания на перевозки поступали в автотранспортный цех, сотрудникам которого оставалось лишь выполнить полученные задания. В результате внедрения центрозавоза удалось высвободить 50% транспортных средств и организовать выполнение сторонних заказов, благо потребность в перевозках в регионе была очень высокой.

Дополнительный доход позволил на 70% покрыть затраты предприятия на транспортное обеспечение. Если же применить столь же эффективные меры по централизованному использованию транспорта в рамках работы транспортной компании, то те же самые принципы позволят обслуживать большее количество клиентов, а следовательно, повысить доход на единицу транспорта, что и является целью повышения эффективности перевозок.

Говорит Генеральный Директор

Леонид Шляпников Генеральный Директор компании «Совтрансавтоэкспедиция», Москва

Один из основных вопросов, который нам пришлось решать в последнее время, – формирование современной системы оперативного управления автотранспортом. Часто он сводится к простой диспетчеризации и составлению маршрутов. Но, на мой взгляд, это значительно более сложный вопрос.

Основной бизнес нашей компании – международные перевозки автотранспортом, однако доля внутренних перевозок, перевозок по странам ближнего зарубежья и внутригородских доставок составляет существенную часть.

Мы ставили две цели: получить максимальную операционную прибыль в единицу времени на одно транспортное средство и обеспечить стабильность за счет распределение рыночных рисков по направлениям.

Для этого предприняли целый комплекс мер.

1. Пересмотрели маркетинговую и сбытовую стратегию. Акцент сделали на стабильные контракты с большими объемами.

2. Провели организационные изменения. Реорганизовали коммерческую, экспедиторскую службы, ремонтную зону, чтобы была возможность внедрить новые процессы управления автопарком.

3. Изменили функциональные бизнес-процессы. Выделили функциональные бизнес-процессы в соответствии с направлениями перевозок и отдельными крупными проектами. Отказались от дублирования операций и четко разделили обязанности внутри служб.

Важно

Это позволило каждой категории сотрудников сфокусироваться на своих обязанностях и распределить ответственность между службами. Например, чтобы повысить эффективность ремонтных работ и интенсивность работы водителей, мы ввели программу управления автопарком и колонной.

Все службы предприятия взаимодействуют с колонной и авторемонтной мастерской для ускорения цикла ремонтов, снижения простоев, оптимизации маршрутов.

Мы внедрили комплексную автоматизированную систему управления перевозками, которая предоставляет как оперативную отчетность, так и полную информацию по экономике перевозок на основании данных бухгалтерского учета. Кроме того, разработали новую систему мотивации. Все изменения привязаны к персональным KPI и к KPI отдельных служб. Для каждой категории сотрудников была разработан свод инструкций и практических регламентов.

Результаты. Мы добились роста доходов и маржинальности, стабилизировали отношения с постоянными крупными заказчиками, снизили долю разовых и спотовых1 перевозок, а также отказались от неприбыльных направлений.

Например, прекратили работать на прибалтийском направлении, где простои транспорта в очереди на пограничных переходах в этом году достигали 11–12 дней.

Отказались и от направлений, на которых в 2012 году практиковался существенный демпинг со стороны белорусских, прибалтийских и польских перевозчиков (в основном это касалось Франции и Италии).

А главное, мы достигли того, что новые KPI и система отчетности теперь позволяют детально разобраться во всем множестве факторов на базе оценки подробных данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Оперативная система анализа показателей и отчетов по работе транспорта строится на основе данных из разных источников.

Корпоративная информационная система, интегрированная со спутниковой навигацией, позволяет получать сведения о движении собственного транспорта как в России, так и за рубежом в онлайн-режиме, причем собираются и обрабатываются они автоматически, без участия человека.

Таким образом, традиционный анализ соотношения плановых и фактических значений, учет оперативных показателей теперь опираются на максимально реалистичные сведения, а данные можно анализировать за любой промежуток времени – месяц, неделю, сутки.

Совет

Построенная нами корпоративная модель позволяет получать информацию в двух срезах: оперативно анализировать физические показатели и управленческую отчетность с любой детализацией (отдельный автопоезд, направление перевозок), затем ретроспективно учитывать все множество факторов на основе данных бухгалтерского учета. Эти два подхода дают возможность принимать обоснованные организационные решения, касающиеся направлений перевозок и интенсивности работы транспорта, и таким образом напрямую влиять на эффективность и прибыльность работы транспортного предприятия в целом.

Сноска 1

Спотовые перевозки (от англ. финансового термина spot, означающего условия расчетов, при которых оплата и поставка осуществляются немедленно) – международные и внутренние перевозки, которые совершаются без предварительного заказа, может быть, даже день в день.

Стоимость таких перевозок обычно на 20–50% выше рыночных ставок. Основной принцип работы: при небольших пробегах транспорта перевозчик стремится получить с клиента за транспортную услугу как можно большую плату.

Такой бизнес не ориентирован на долгосрочное партнерство и может привести к потере клиента.

Источник: http://consult-dnd.com.ua/stati1/article_post/kak-povysit-effektivnost-transportnogo-predpriyatiya

Ссылка на основную публикацию