Love-story по мотивам фильма «вечное сияние чистого разума»

О чем на самом деле фильм «вечное сияние чистого разума»?

Все, кто посмотрел «Вечное сияние чистого разума», делятся на две части. Первая и большая часть отзывается о фильме восторженно, вторая — намного меньшая — пожимает плечами.

Меж тем есть основания утверждать, что обе категории зрителей не поняли фильм Мишеля Гондри до конца, потому что если одни видят в нем восхитительную романтическую историю, то другие — скучную и в чем-то вторичную романтичную историю.

Но действительно ли «Вечное сияние…» — несколько запутанный рассказ о любви двух противоположностей?

О чем фильм?

В сюжете «Вечного сияния…» тесно переплетаются два темы: любви и памяти.

Заставляя Джоэла и Клементину сперва влюбиться, потом разругаться, потом решиться стереть друга друга из своей памяти, а потом снова встретиться и влюбиться, создатели фильма доказывают: если люди созданы друг для друга, они все равно будут вместе.

Оригинальность этой, в общем-то, простой истории придает обращение героев в «Лакуну» — небольшую компанию, занимающуюся стиранием памяти.

Если с Клементиной у сотрудников компании все прошло гладко, то Джоэл оказывается сложным клиентом, и только вмешательство доктора Мерзвияка позволяет довести процедуру стирания памяти до конца. Налаженная технология дает сбои, когда человек внутренне сопротивляется манипуляциям с его сознанием, а любовь все равно остается жить где-то глубоко в подсознании.

Обратите внимание

Но что тогда любовь, и, шире — наша жизнь, если, с одной стороны, память можно откорректировать, а с другой — происходящее в сознании может восприниматься как реальность? Как не запутаться в хаосе эмоций, конфликте сознательного и подсознательного, как понять, что тебе нужно? После просмотра фильма ответ напрашивается сам собой: оставить в покое прошлое и жить здесь и сейчас. Среди цитат, приводимых Мэри, явно не хватает мысли Льва Толстого: ничто не важно, кроме того, что ты делаешь в настоящую минуту. И именно это есть жизнь и любовь.

Таким образом, «Вечное сияние чистого разума» — фильм не только о природе любви, но и о природе жизни. Любые рефлексии, копания в себе, — даже без всяких фантастических технологий — несовместимы с этой природой, и наоборот: тот, кто умеет воспринимать жизнь как чудо, которое каждый день творишь заново, получит шанс стать счастливым.

В чем смысл названия?

Объясняя название фильма, обычно указывают, что это цитата из поэмы известного английского поэта А.

Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), и что на языке оригинала оно звучит как «Eternal Sunshine of the Spotless Mind».

В фильме Мэри вспоминает четверостишие, в котором содержится эта строка «Как счастливы невест Христовых свиты…», но чтобы понять до конца, что стоит за названием, нужно вспомнить сюжет поэмы.

Герои Поупа — реальные исторические персонажи, пылкие влюбленные с трагической судьбой. По мнению критиков, поэт в этой поэме превзошел себя, передавая скорбь Элоизы, насильно разлученной с мужем и тоскующей по нему в монастыре. Смысл поэмы в том и состоит, что подлинную любовь невозможно забыть,  даже если ты отрекся от мирской жизни.

Что же делает Мэри, знающая мировую культуру по сборникам афоризмов? Она берет цитату из поэмы, посвященной силе любви, чтобы доказать, что без любви (и с промытыми мозгами) намного лучше. Что называется: слышала звон, да не знает, где он. Таким образом, в названии фильма заложена ирония, его нельзя воспринимать буквально: чистый разум не сияет, и с промытыми мозгами не очень радостно жить.

Почему титры появляются лишь на 18-й минуте фильма?

Фильм начинается необычно: сценой якобы первого знакомства главных героев, и лишь через 17 минут зрителю напоминают, что он смотрит фильм.

Подобный прием связан и с главной идеей фильма (важно то, что происходит сейчас, титры подождут), и с его хронотопом: чтобы лучше показать чувства героев и происходящее с ними, действие постоянно переносится в разные временные пласты вплоть до далекого детства Джоэла.

Почему Джоэла и Клементину так тянуло друг к другу?

Создатели фильма приложили немало усилий, чтобы подчеркнуть несходство персонажей: Джоэл — вялый, Клементина — активна; Джоэл придерживается правил, Клементина любит их нарушать; Джоэл — серый, невзрачный, Клементина — яркая, запоминающаяся, и т.д. Можно сказать, что герои являются полными противоположностями друг другу, и именно потому они никак не могут расстаться: даже «забыв» все, они обречены на встречу и новый виток отношений.

Но в то же время противоположности всегда имеют больше общего, чем им кажется. Не только Джоэл, но и Клементина живет вполне обычной жизнью без грандиозных событий, она такой же винтик в огромном мире, как и он. Они принадлежат к одному социальному слою и поколению, не говоря о том, что все люди: яркие, и серые, конформисты, и неформалы — одинаково нуждаются в любви.

В чем смысл линии мэри?

Любительница афоризмов Мэри Стиво является самым интересным второстепенным персонажем, характер которого к тому же показан в развитии. Сначала мы видим банальную блондинку-секретаршу, от которой вроде бы нечего ожидать, кроме шаблонных фраз.

Потом выясняется, что Мэри — весьма горячая штучка, готовая не только на служебный роман, но и на секс в присутствии спящего клиента. Но не успевает зритель привыкнуть к этой ипостаси, как обнаруживается, что за образом раскованной блондинки скрывается драма женщины, влюбившейся в человека, который не гнушается копаться в ее сознании.

А в финальной части фильма Мэри оказывается способна на смелый и решительный поступок, отправив бывшим клиентам «Лакуны» кассеты с их признаниями.

Мэри — живое доказательство того, что никакие манипуляции с человеческим сознанием не остаются безнаказанными: они одинаково печально заканчиваются и для тех, кем манипулируют, и для тех, кто манипулирует.

В то же время ее повторная, так сказать, влюбленность в доктора Мерзвияка еще раз подтверждает: противоположности притягиваются, и пока эти противоположности находятся рядом, они будут притягиваться снова и снова.

Почему у Клементины разноцветные волосы?

Многие поклонники (а еще сильнее) поклонницы Кейт Уинслет были разочарованы экзотическими цветами ее волос в фильме — зеленым, красным и синим.

Мало того, что такие оттенки не идут актрисе: в кадрах с синими волосами бросаются в глаза еще и отросшие корни.

Важно

И хотя лицо Кейт Уинслет — вопреки кошмару на голове — все равно сохраняет привлекательность, напрашивается логичный вопрос: зачем этот кошмар понадобился?

Самый простой и логичный ответ: необычный цвет шевелюры подчеркивает необычность личности Клементины, ее бунтарский дух и пренебрежение правилами. Но возможно еще одно объяснение, согласно которому каждый цвет волос имеет свое значение: зеленый — надежда, красный — эмоции, агрессия, синий — стабильность, переходящая в рутину.

Что было дальше с Джоэлом и Клементиной?

Финал фильма можно назвать открытым: мы знаем, что герои остались вместе, но надолго ли? Сумели ли они извлечь уроки из всего, что произошло, или опять разругались? Как ни странно, это не имеет значения. Они были счастливы, пока были вместе — и это главное.

Читайте также:  Свадебный бюджет: экономия vs качество

— Знаете, Джоэл, волшебство уходит.

— Знаю.

— Что делать будем?

— Наслаждаться моментом.

Источник: https://mnogo-smysla.ru/smysl-filma/o-chem-na-samom-dele-film-vechnoe-sijanie-chistogo-razuma/

«Вечное сияние чистого разума

Фантастическая мелодрама режиссера Мишеля Гондри о том, что может произойти, если мы по своей или чужой воле лишимся хотя бы части своего интеллектуального и эмоционального опыта

Жанр: мелодрама, фантастика, драма

Год: 2004

Страна: США

Режиссер: Мишель Гондри

Сценарий: Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут

Композитор: Джон Брайон

Кто снимался в фильме «Вечное сияние чистого разума»: Джим Керри, Кейт Уинслет, Кирстен Данст, Марк Руффало, Элайджа Вуд, Джейн Адамс, Том Уилкинсон, Дэвид Кросс, Дирдри О’Коннелл, Томас Джей Райан

Сюжет фильма «Вечное сияние чистого разума»

Застенчивый и немногословный, Джоэл Бериш (Джим Кэрри) чувствует себя не в своей тарелке на пляжной вечеринке в Монтоке. С ним знакомится Клементина (Кейт Уинслет).

Она импульсивна и непредсказуема, но искренна в каждом своем поступке: меняет ли фантастические цвета волос или вытаскивает Джоэла ночью на замерзшее озеро любоваться звездами.

Их история могла бы быть похожей на все love story, в которых есть искреннее чувство, обиды, ссоры и расставания…

Клементина решает уйти от Джоэла и забыть все, что с ним связано и что причиняет ей боль. Она обращается в клинику «Лакуна», которая обладает технологией стирания из памяти информации, от которой хочет избавиться клиент, будь то несчастная любовь или смерть домашнего питомца.

Ища примирения, Джоэл приходит в книжный магазин, где работает Клементина, но девушка воспринимает его как обычного покупателя. И это не розыгрыш: от общих друзей Джоэл узнает, что Клементина «стерла» из памяти его и все, что их связывало.

Джойл отправляется в ту же клинику с намерением таким же способом избавиться от своих воспоминаний о Клементине.

На этот раз отработанная методика доктора Говарда дает сбой: подсознание Джоэла сопротивляется и пытается спасти дорогие ему воспоминания, пряча их в не доступных для уничтожения уголках. Клементине передаются переживания Джойла.

Совет

Пройдет два года, и в День Святого Валентина по дороге на работу Джоэл неожиданно для самого себя садится в поезд, идущий в Монток. На пустынном пляже он видит девушку. Ощущение дежавю возникает у обоих, когда она заговаривает с ним в электричке. «У вас красивое имя… Вы милая»…Кажется, она уже когда-то слышала это. «Откуда я вас знаю?» ‒ пытается вспомнить Клементина.

Молодая сотрудница клиники «Лакуна» Мэри (Кирстен Данст) увлечена доктором Говардом и убеждена, что он делает благое дело.

«Благословенны забывающие, ибо не помнят они своих ошибок», ‒ цитирует она вычитанный афоризм.

Неожиданно она узнает, что у нее уже был роман с доктором, но она в силу каких-то обстоятельств стерла память о нем. Мэри намерена вернуть воспоминания и другим пациентам Говарда.

Интересные факты о фильме «Вечное сияние чистого разума»:

  1. Художник Пьер Бисмут считается со-сценаристом фильма. У Бисмута «была идея отправить человеку письмо, сообщавшее, что тот, кого он знал, стер его из памяти. Ему было интересно изучить реакцию на этот эксперимент».

    Бисмут в результате отказался от опыта, но Гондри понравилась идея, которую он и воплотил в фильме с помощью Чарли Кауфмана. Все трое получили «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

  2. Кейт Уинслет хотела красить свои волосы, но так как фильм снимался не в хронологической последовательности, ей часто приходилось носить разные цвета волос в один и тот же день, и ей приходилось носить парики.

  3. Третье место в списке лучших фильмов первого десятилетия XXI века по версии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса.
  4. Один из немногих фильмов, где Джим Керри занят не в комедийном амплуа.

Трейлер фильма «Вечное сияние чистого разума»:

Кадры из фильма «Вечное сияние чистого разума»:

Вечное сияние чистого разума

Источник: https://teleprogramma.pro/cinema-stop/cinemabase/345446/

Фильм Вечное сияние чистого разума (2004): описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Eternal Sunshine of the Spotless Mind

РежиссерМишель ГондриАктерыДжим Керри, Кейт Уинслет, Элайджа Вуд, Марк Руффало, Том Уилкинсон, ещеДжоэл был ошеломлен, когда узнал, что его девушка Клементина решила стереть из своей памяти все воспоминания о нем. В отчаянии он решает сделать то же самое и навсегда забыть Клементину.

Но когда его память начинает стираться, герой заново испытывает страсть к девушке и всеми силами пытается удержать воспоминания о своей любви, которые удаляются одно за другим.

ПродюсерыЭнтони Брегман, Стив Голин, Жорж Берманн, ещеАктеры дубляжаИлья Бледный, Марианна Шульц, Олег Вирозуб, ещеКомпозиторДжон БрайонМонтажВальдис ОускарсдоуттирОператорЭллен КёрасПереводчикПавел СиленчукРежиссер дубляжаЛеонид БелозоровичСценаристыЧарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер БисмутХудожникиДэн Ли, Дэвид Стейн, Мелисса Тот, еще

  • Компания, которая по сюжету фильма ответственна за стирание памяти, называется «Lacuna Inc». Слово Lacuna можно перевести с латинского как пропуск или пробел.
  • К главной роли в фильме также присматривался Николас Кейдж.
  • Все сцены в поезде были сняты без использования декораций – в реальных движущихся вагонах.
  • Вступительные титры начинаются лишь через 18 минут фильма.
  • Кадры с парадом слонов не были заранее подготовлены. Кейт Уинслет случайно увидела его в окно, и вся съемочная группа отправилась снимать парад.
  • Когда Клем выходит из машины, чтобы взять зубную щетку, то на ней можно увидеть микрофон.
  • В сцене, где Джоэл ведет автомобиль, можно увидеть людей, которые машут в камеру.
  • Когда Клементина и Джоэл встречаются в закусочной в начале фильма, то слева можно увидеть тень от камеры.
  • В одной из сцен Клементина встречает соседа Джоэла, в отражении двери можно увидеть, как актер выжидает, прежде чем войти в сцену.

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Застенчивый и тихий Джоэл и безудержная Клементина завязывают отношения в поезде, их сразу тянет друг к другу, несмотря на разницу характеров. Но они еще не знают, что раньше были любовниками. Спустя два года вместе Клементина обратилась в фирму Lacuna, чтобы стереть все воспоминания об их отношениях. Узнав об этом, опустошенный Джоэл тоже решил обратиться в фирму и пройти процедуру, которая происходит во время сна.

Воспоминания героя начинают стираться одно за другим, но внезапно он понимает, что не хочет их терять. Не в состоянии проснуться, Джоэл пытается скрывать воспоминания о Клементине в самых отдаленных частях своего сознания. При этом он как будто заново переживает их отношения. Несмотря на все усилия, все его воспоминания все-таки стираются.

В это же время драма происходит и у работников компании Lacuna, которые удаляют воспоминания Джоэла. Один из техников по имени Патрик в данный момент встречается с Клементиной, поэтому пытается запомнить аспекты их отношений, полученные из памяти Джоэла, чтобы соблазнить девушку.

Секретарь Мария пытается соблазнить своего начальника доктора Говарда Мерзвяка, который женат. Затем она узнает, что уже раньше делала это, а потом удаляла свои воспоминания об этом поступке.

Узнав об этом, девушку увольняется, крадет записи компании и рассылает всем клиентам, которые проходили у них процедуру.

Джоэл и Клементина тоже получают записи вскоре после встречи в поезде и недоумевают, так как у них не осталось совсем никаких воспоминаний друг о друге. Джоэл уговаривает девушку возобновить отношения, несмотря на то, каким может быть итог.

  • Вот наконец пришло время когда я добрался до просмотра этого фильма, а предшествовало этому (по многим причинам) куча фильмов в том числе и довольно большой список драм, так что на этом жанре я разбираюсь. И первое что хочется сказать о фильме то это его сходство с «Начало» в обоих ковыряются в человеческом мозге и если бы я сначала посмотрел «Вечное сияние … Читать далее
  • Признаюсь, я небольшой поклонник такого жанра кино, как мелодрамы. У них слишком простые и избитые сюжеты, забитые типичными для этого жанра клише. Но истории про любовь обожает женская аудитория и поэтому очень много фильмов в жанре мелодрама предназначены исключительно для них, а у мужчин такие фильмы вызывают лишь скуку… Читать далее
  • Представьте себе такую возможность – стереть из памяти особо неприятный момент своей истории, или полностью искоренить воспоминания о человеке, нанесшем вам неисправимую психологическую травму своим существованием или своей смертью. Станет ли вам так легче жить? И самое главное – нарушит ли эта маленькая коррекция целостность вашей личности… Читать далее
Читайте также:  Vintage march: стилизованная фотосессия

Источник: https://www.ivi.ru/watch/100004/description

Две ключевые идеи фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004 год)

Этот американский фильм режиссёра Мишеля Гондри, снятый в 2004 году по сценарию Чарли Кауфмана, в своё время был удостоен премии «Оскар» за оригинальный сценарий. Вот этот сценарий как раз и вызывал споры у кинокритиков и зрителей. Никто не сомневался в его необычности, но некоторые рассуждали об абсурдности того, о чём рассказывается и показывается.

В фильме около десятка действующих персонажей, но весь фокус внимания сосредоточен только на двух из них – Джоэле Берише (актёр Джим Керри) и Клементине Кручински (актриса Кейт Уинслет). Он и Она разыгрывают мелодраматическую историю встречи, любви и расставаний, а потом новой встречи, размолвки, переживаний и страданий.

Если бы всё это было показано в рациональном ключе, в логической последовательности, то сюжет, по-видимому, не привлёк бы к себе особого внимания из-за своей обычности и даже банальности. Мало ли кто с кем встречается, влюбляется, а потом расстаётся, переживает даже страдает и сталкивается вновь!..

Вот поэтому и был придуман особый сценарий с элементами фантастики и парапсихологии, да ещё с лихо закрученным сюжетом.

Ключевым моментом этого сценария является стирание памяти, причём намеренное, по желанию клиента. Этим занимается группа парапсихологов и психотерапевтов во главе с доктором Говардом Мерзвияком (актёр Том Уилкинсон), основавшим фирму «Лакуна».

Обратите внимание

Название фирмы (своего рода лечебного учреждения в области психиатрии) красноречивое: слово лакуна означает «пропуск», пробел», в данном случае – «пробел» в памяти человека, из которой удаляется вся та информация, которая пациенту оказывается ненужной или слишком обременительной и травмирующей.

 Процедуре стирания памяти сначала подвергается Клементина, а потом эту же процедуру проходит и Джоэл. На это их толкают эмоции, вызванные размолвкой и обидой друг на друга.

Авторы фильма не жалеют зрителя, предлагая ему самому распутывать сюжетные нити, самостоятельно находить в них начало истории и её продолжение, что, в общем-то, сделать непросто.

Но они, создателя картины, всё же чётко проводят одну из ключевых идей киносюжета, обозначенную в его замысловатом заглавии: людьми движут переменчивые эмоции, однако остаётся разум, незыблемый и чистый, который лишь затемняется на время господства эмоций.  

Вообще, исконный смысл заглавия фильма определяется через сопоставление того, о чём рассказано, с содержанием поэмы английского автора-классициста XVIII века Александра Поупа «Элоиза – Абеляру» (1717 год), из которой в качестве цитаты и взято заглавие для фильма.

В контексте этой поэмы становится ясно, что сияние чистого разума достигается путём подавления эмоций и усмирения желаний. Но это жребий – невест Христовых. Герои анализируемого фильма – обычные люди, находящиеся во власти страстей и желаний, отчего и теряют свет чистого разума в своих поступках и действиях.

Что касается стирания памяти, то этот мотив фильма тоже имеет подтекст. Как часто кто-то кому-то говорит: «Как бы я хотел (хотела) забыть всё то, что связано с ней (с ним)!» И пытаются забыть и не могут. Следы пережитого остаются навсегда. И дело тут не в сердце, с которым связаны как раз эмоции, но никак не память, а в подсознании.

Индивидуальная история хранится именно в подсознании, и память об этом в принципе неуничтожима. Это и показано в фильме, когда мы наблюдаем за тем, как запускается и набирает обороты процесс стирания памяти о Клементине у Джоэла.  Стирается лишь поверхностный слой, но не глубинный.

Важно

Память подсознания проявляется у людей при переходе в следующую жизнь, когда прошлое актуализируется в так называемых субличностях, то и дело выступающих на поверхность актуального сознания и даже руководящих им.

Память о прошлом при перевоплощении не стирается совсем, а лишь затуманивается, блокируется.

Но если тем, кто взаимодействовал когда-то, суждено встретиться вновь, чтобы продолжить совместный опыт жизнедеятельности и впечатлений, они встретятся, может быть, вспомнят друг друга, если не ясно, разумом, то в тех же эмоциях, и начнут новый виток взаимоотношений. Такова вторая ключевая идея фильма «Вечное сияние чистого разума».

© А. Ф. Рогалев.

Источник: http://rogvolod.blogspot.com/2017/03/2004_17.html

Вечное сияние чистого разума – Eternal Sunshine of the Spotless Mind (с английскими субтитрами)

Все кто любит творчество Джима Кэрри, наверняка знают фильм “Вечное сияние чистого разума” (в оригинале – “Eternal Sunshine of the Spotless Mind”). Когда я посмотрел этот фильм первый раз я был просто шокирован. Настолько серьезная роль была сыграна этим известным комиком. И насколько хорош уровень его игры в этом фильме, это просто – нет слов.

Это один из немногих фильмов, где Джим Керри занят не в комедийном амплуа. Ранее мы уже публиковали фильм с участие Джима Кэрри – Маска.

Конечно, то что в этом фильме снимается Кейт Уинслет (известная в первую очередь по фильму “Титаник”) тоже добавляет ценности фильму. Ее игра тоже практически безупречна.

Но и конечно сюжет фильма – очень и очень не плох. Да что там “неплох”, он просто великолепен. Недаром этот фильм удостоен «Оскара» в 2005 году за лучший оригинальный сценарий.  И позднее этот фильм получил еще множество различных престижных премий. Фильм занимает 86-е место в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb.

Возвращаясь к сюжету фильма. Конечно это мелодрама. Кстати, мелодрамы наиболее популярный вид жанра, у фильмов которые смотрят посетители нашего сайта. Смотрите результаты опроса в сайдбаре справа.

Читайте также:  Нужен ли вам организатор? 8 причин ответить "да"

Но это еще и жанр фантастики. Один из авторов сценария этого фильма известный американский сценарист, режиссер и продюсер – Чарли Кауфман.

А он имеет репутацию одного из самых оригинальных сценаристов конца 20-го, начала 21-го веков.

Если смотришь этот фильм в первый раз практически ничего вначале не понимаешь и только ближе к концу фильма, что-то начинает прояснятся в голове. Смотреть этот фильм на английском языке, в оригинале, будет тяжело. Рекомендуем посмотреть его вначале, все таки, в переводе. А уже потом смотреть в оригинале, включив, при необходимости субтитры на английском языке.

Сюжет фильма “Вечное сияние чистого разума”

В праздник дня святого Валентина Джоэл Бериш (Джим Кэрри), собирается и идет на работу. В последнюю минуту, стоя на вокзале Лонг-Айленда, он решает, что ему нужно сменить обычный маршрут.

И он садится в поезд из Монтока до Роквилль-Центра. В этом поезде он знакомится с синеволосой девушкой Клементиной Кручински (которую играет Кейт Уинслет).

Начав общаться, они оба понимают, что у них очень много общего из биографий.

Далее действие переносится в недавнее прошлое.

Джоэл, мечтательный тихий меланхолик, встречает жизнерадостную и заводную Клементину. Их жизнь представляет собой череду ярких событий, но постепенно, как у многих, отношения начинают портиться.  И однажды после скандала Клементина уходит от Джоэла.

Совет

Через некоторое время, Джоэл приходит к ней в магазин, где она работает, чтобы извиниться. Но, к его удивлению, Клементина совершенно не узнает его, мило беседует с каким-то Патриком, а к Джоэлу обращается как к совершенно незнакомому человеку.

Этот факт сильно удивил Джоэла, до тех пор пока их общие с Клементиной друзья не показали ему заказ-извещение из фирмы «Лакуна». На заказе написано, что Клементина «стёрла» Джоэла из своей памяти и их просят не упоминать его имя в её присутствии.

И далее Джоэл начинает выяснять, что это за фирма «Лакуна» и что из себя представляют услуги по стиранию воспоминаний.

Не буду дальше рассказывать полностью весь сюжет. Все очень и очень накручено и захватывающе.

Смотрите фильм “Вечное сияние чистого разума” на английском языке – получайте удовольствие.

Если вам тяжело понимать диалоги этого фильма на слух, а текст очень сложен, то включайте английские субтитры.

Источник: https://RapidEnglish.ru/vechnoe-siyanie-chistogo-razuma-eternal-sunshine-of-the-spotless-mind/

Вечное сияние чистого разума. Рецензия | Lumiere. Журнал о кино

Вместе с воспоминаниями часто просыпаются и эмоции, которые сопровождали те или иные события. Для многих людей память и чувства – два понятия, которые нельзя разделить.

Может ли человек, утративший определённые события из памяти, сохранить эмоциональную связь с людьми и местами из этих воспоминаний? Вопрос давно стал риторическим – хотя бы потому, что проверить эту теорию на практике удаётся лишь в очень редких случаях, а точечно убирать ненужные истории из головы люди ещё не научились.

Однако в мире Мишеля Гондри возможно всё: «Вечное сияние чистого разума» толкает нас в океан человеческих тайн и переживаний.

Обратите внимание

В отношениях Джоэла (Джим Керри) и Клементины (Кейт Уинслет) наступил кризис. Переждав какое-то время, Джоэл навещает возлюбленную на её работе, чтобы помириться и возобновить отношения.

Однако Клементина обращается к Джоэлу исключительно как к покупателю. Это разбивает ему сердце. Рассказав всё друзьям, он узнаёт, что Клем обратилась в мистическую компанию «Лакуна» и стёрла из памяти всё, что было связано с их отношениями.

Убедившись, что компания существует на самом деле, Джоэл делает то же самое.

Врач Говард Мерзвияк (Том Уилкинсон) говорит о так называемом эмоциональном ядре воспоминания и отмечает, что, уничтожив его, можно навсегда попрощаться и с самим воспоминанием.

Только можно ли на самом деле изъять пережитое так, чтобы не осталось ничего: ни чувства дежавю, ни холодка внезапного просветления, ни труднообъяснимых атак грусти и сожалений? Дать однозначный ответ сложно, но заручившись предсказуемостью человеческой сущности, которая почти всегда идёт на поводу чувств, можно предположить, что это всё же невыполнимо. Пока человек жив, вместе с ним живёт его жизнь, пропущенная через фильтры памяти и сердца.

Говоря о сравнении ментального и эмоционального, стоит обратить внимание на российский слоган фильма: «Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца – это уже другая история». Одно из распространённых определений сердца как органа – это его включение в мышечную систему. Таким образом, воспринимая сердце как мышцу, не стоит забывать о мышечной памяти, которой она также обладает.

Допустим, компания «Лакуна» сумела ликвидировать нежелательные воспоминания, но работала она исключительно в области головного мозга, не затрагивая сердце пациента.

Можно ли говорить, что человек сможет начать всё с чистого листа, руководствуясь мучительными пробелами в черепе и ноющим эхом в грудной клетке? Фильм отвечает отрицательно: человек вернёт на новый лист слова из вырванного листа.

У героев Кейт Уинслет и Джима Керри есть история, которую оборвали по их желанию. Будь они с планеты Вулкан, они бы могли спокойно начать новую главу в своей биографии, простившись со старой механическим образом. Однако любовь сложно обмануть или перехитрить.

Важно

Поэтому они, ведомые ею, после проведения процедуры по «стиранию» едут на пляж – туда, где начался отчёт их истории. Джоэл и Клем, хоть и осторожно, но стремительно знакомятся друг с другом во второй раз, а уже через пять минут понимают, что могут быть совершенно открытыми и откровенными.

Герой Керри порыв уехать в случайно услышанное место и заговорить с синеволосой девушкой объясняет своей влюбчивостью.

На самом же деле всё сводится к тому, что хотя файл и стёрт, его образ остался, а оказавшись в похожих обстоятельствах, машина – генератор судьбы снова пускает историю по кругу и будет продолжать это делать, пока герои сами не решат, каким будет их будущее без вмешательств извне.

Просмотр «Вечного сияния чистого разума» сравним по ощущениям с моментом, когда ребёнок укрывается огромным тёплым лоскутным одеялом. Лоскутное одеяло Мишеля Гондри, сотканное из невероятного количества деталей, фантазий и цветов (от агрессивных и ярких к нежным пастельным) – тоже тёплое и из-под него не хочется вылезать.

Всё, что говорят Джоэл и Клем знакомо многим, а слова по поводу празднования 14 февраля, произносимые Джоэлем, уже прочно вошли в список крылатых фраз.

Обязательным к просмотру фильм становится уже за счёт ранимого, романтичного и скромного парня с убаюкивающим голосом, которого неожиданно сыграл весельчак и мастер превращать своё лицо во что угодно Джим Керри. Сказать, что роль Джоэля выделяется из всей фильмографии актёра, – ничего не сказать.

Однако она была бы менее блестящей, если бы пару ему не составила героиня Кейт Уинслет. Её Клементина – не просто импульсивная чудачка, но ещё и полная противоположность Джоэля. Ну а противоположности, как говорят, неминуемо притягиваются.

Источник: http://www.lumiere-mag.ru/vechnoe-siyanie-chistogo-razuma-recenziya/

Ссылка на основную публикацию